В киношных кругах есть устоявшийся стереотип: опытному гаферу не может быть меньше сорока. Ведь надо многое узнать и многому научиться. Роман Досумов дерзко разрушил эту статистику: профессиональным гафером его стали считать в двадцать с небольшим.

Кто-то назовет это везением, кто-то тонким чутьем или сверхспособностями. В сухом остатке Роман заработал репутацию точного гафера, который может слышать любого оператора и подобрать надежную команду.

"В киноиндустрии команда осветителей считается одной из самых сплоченных, – говорит Роман. – И это не пустые слова. Мы проводим на площадке часы, дни. В итоге это уже не просто сотрудничество, это работа плечом к плечу. Я могу положиться на каждого члена своей команды. Знаю, чего от него ждать. Уверен, что он не подведет. Качественная работа команды – это и мои репутационные приобретения".

Мир рекламы и кино – жесток. Высокие требования, конкуренция. Нет возможности ошибиться. Поэтому в каждом проекте надо выкладываться на полную. Роман с детства любил кино. Но признался: когда начал работать на площадке, был поражен, насколько его юношеские романтические представления оказались далеки от реальности.

"Это тяжелый физический труд. Даже не каждый мускулисный мужик выдержит такие нагрузки, в том числе эмоциональные, – рассказывает гафер. – Жаловаться некому. Не нравится, тяжело – уходи. На твое место придет другой. Показал некачественную работу, не сработался с оператором – ну что ж, в местном ТЮЗе тоже осветители нужны. Каждый проект – это преодоление себя. Своих возможностей и границ. Не получится прийти и сделать то же самое, что вчера. Мир кино- и телеиндустрии идет вперед. И если ты в чем-то был новатором вчера, то не факт, что завтра твое умение останется востребованным, а не устареет, как дисковый телефон".

Поэтому Роман никогда не останавливался. Благодаря наставнику Петру Шамаеву он быстро усвоил тонкости работы на площадке, изучил технику. И уже не сбавлял темп. Постоянно тренировал насмотренность, интересовался новой аппаратурой, что-то заказывал из-за границы и ждал месяцами. Появилась идея создать мастерскую-рентал, где можно протестировать уникальную технику. Роману удалось собрать уникальный комплект оборудования для света, грипа и камеры. Некоторые образцы можно было найти только у него.

Роман говорит так: не бывает нереальных задач, есть незаинтересованные исполнители. У таких, как правило, не случается интересных проектов. А у Досумова случались. Одним из главных рекламных проектов гафер называет работу с оператором Денисом Фирстовым.

"Мы сотрудничали год, – вспоминает Роман. – И за это время создали серию классных роликов для мировых брендов: "INTEL", "Coca-cola", компания "Google", "Вконтакте", "Рокетбанк", "Альфа банк", "Яндекс", "L'Oréal" "Deliverу-club".

Съемки рекламы, считает Роман, – это отдельный вид искусства. Этот процесс требует быстрых, но продуманных решений, профессиональных точных действий. Максимальной концентрации. В кино другая тактика. Большая роль уделяется планированию, выстраиванию очередности, распределению сил.

"У меня была хорошая школа, – рассказывает Роман. – Моим первым крупным проектом был сериал на сто смен с оператором Марком Зисельсоном. Этот проект дал мне богатый опыт: разные локации, разные условия съемок, разные города. А после командировки на Мальту, появилось представление и о международных проектах".

Творческая энергия Романа, его внимательное отношение к процессу и техническая подкованность всегда располагали операторов. В его портфолио десятки рекламных проектов, сериалы и три полнометражный картины: вторая часть альманаха Анны Меликян "Про любовь", комедии Сергея Светлакова "Отель Love" и Елены Хазановой "Любовники".

Роман отмечает, что постоянный драйв съемочной площадки и выматывает, и заряжает энергией одновременно: "Смены до 20 часов, дико холодно на морозе или невыносимо жарко в душном павильоне – в кадре все должно быть безупречно. Порой хочется послать все куда подальше. Но проект заканчивается, смотрю на результат и понимаю: моя профессия – лучшая".