Как выяснили эксперты ВЦИОМ, примерно 35% жителей нашей страны считают правильным забрать свои деньги из банков.  Примерно столько же граждан хотели бы положить деньги на вклад; а чуть меньше трети попросту не знают, как поступать со своими деньгами. 

Получается, доверие к банкам падает: для сравнения, пять лет назад нести деньги в кредитные организации было готово более половины населения страны, в 2019 году – уже 46%, в первый год пандемии – 33%. В первый год пандемии доля тех, кто считал, что надо забирать деньги из банков, составляла 46%, а в 2021 году – 41%.

При этом 64% сограждан хранят деньги в рублях, 8% – в долларах, в евро – 3%.  Юань набирает привлекательность: в этой валюте хранят сбережения 10% россиян.  Другой популярной тактикой сбережения накопления россияне называют вложения в драгоценные металлы, акции, облигации и недвижимость: таких насчитывается 44%.

Как рассказала Metro директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, высокая доля затруднившихся ответить на вопрос, что делать со своими накоплениями, свидетельствует, скорее, не о том, что у трети россиян низкий уровень финансовой грамотности (хотя проблема существует), но о высокой неопределённости, в которой находятся наши соотечественники. 

"Одновременно с этим у 35%, которые считают, что необходимо забрать деньги, проявляется недоверие к банковской системе, что является следствием неоправданных ожиданий от взаимодействия с банковскими институтами", – говорит эксперт.

Она обращает внимание, что очень важен именно вопрос повышения финансовой грамотности.

"Думаю, что, не имея возможности влиять на снижение неопределённости, было бы полезно взяться за повышение финансовой грамотности населения, причём как среди школьников, студентов, так и среди взрослых людей. Определённые усилия в этом направлении уже видны даже со стороны государства. Но надо, чтобы и сами банковские институты, и некоммерческие организации, которые ближе всего к интересам простых людей, объединяли свои усилия и выходили с совместными просветительскими программами к тем, до кого трудно добраться: и государству, и бизнесу", – замечает собеседница.