15% россиян отмечают улучшение работы управляющих компаний в 2017 году. По крайней мере, такие цифры приводит Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ страны, ссылаясь на неназванные опросы общественного мнения. Связывает он такой прогресс с процессом лицензирования УК, который чиновники в своё время назвали “генеральной уборкой” среди управляющих многоквартирными домами. Но проверками и выдачей лицензий дело не ограничится. По словам главы министерства, в ближайшем будущем в России появятся стандарты работы УК, которые будут регламентировать в том числе сервисные услуги.
Проект документа уже проходит процесс согласования. В нём содержатся конкретные нормативы: время реагирования на различные аварийные ситуации, организация обратной связи, нормативы содержания двора и даже внешний вид сотрудников. В частности, предполагается, что рабочие должны будут локализовывать аварийные ситуации во внутридомовых сетях за 30 минут, а устранять различные засоры за два часа. Документ касается и уборки в подъезде: влажная должна проходить не реже раза в неделю, сухая не реже двух раз. Окна в идеале будут мыть три раза в год. Регламентация всех работ во дворе не менее скрупулёзная. Здесь и ежедневная уборка, и двукратный полив в жаркие дни, и высота травы в 10 см, и поддержание “в форме” детских площадок в постоянном режиме, и даже очистка люков от снега и льда при высоте покрова в 5 см.
Отдельно в новом 32-страничном документе, разработанном в министерстве, предусмотрено создание в каждой управляющей компании аварийно-диспетчерской службы, работающей круглосуточно.
Стандарты, по словам представителей Минстроя, будут обязательными. По сути от их исполнения зависит выдача или продление лицензии у конкретной УК. Эксперты сферы ЖКХ уже предположили, что в случае принятия закона в его нынешнем виде квартплата заметно вырастет, поскольку новые стандарты ужесточают требования к содержанию домов и придомовой территории. Представитель одной из управляющих компаний в разговоре с Metro отметил, что нужно больше общих требований и меньше “странной конкретики”. “К примеру, трава 10 см или 5 см снежного покрова на люках - это уже чрезмерные требования, а также бесконечный источник для коррупции. Приедут проверяющие, измерят траву, что она не 10 см, а 11 см … Это смешно”, заключает собеседник.
С другой стороны, в документ не вошли некоторые моменты, о которых долгое время говорят сами жильцы. В частности, они хотели бы большей прозрачности в тарифах на управление домом, поскольку часто от УК не добиться, что и сколько стоит, а также более оперативной обратной связи, особенно в выходные дни.