Один из основных векторов развития транспортной системы сегодня – это внедрение, наряду с традиционными дизельным топливом и автомобильными бензинами, сжиженного природного газа (СПГ). Для осуществления этого проекта создается сеть объектов производства и сбыта, которые смогут обеспечивать потребителей СПГ на трассах, которые пролегают через страны ближнего и дальнего зарубежья.

СПГ является экономически выгодным и экологически безопасным видом топлива, с чем и связаны всевозрастающие тенденции к его повсеместному использованию. Особенно широко он применяется в Европе и Китае, где его производственные технологии и схемы поставки потребителям развиты до высокого уровня.

Наиболее важным объектом, который сделает существенный вклад в активное развитие предприятий по производству и сбыту СПГ, является Международный транспортный маршрут "Европа-Западный Китай". Это наиболее крупный и перспективный проект, реализация которого позволит увеличить экономическую эффективность грузовых и пассажирских перевозок, а кроме того, обеспечит дополнительные аспекты для объединения экономик стран Евразии.

Создание транспортного маршрута между Европой и Западным Китаем было инициировано Председателем КНР Си Цзиньпинем при поддержке Владимира Путина. О процессе рассмотрения проекта широкого применения СПГ и внедрении производственных объектов СПГ в маршрут рассказал Председатель Совета директоров ООО "Газпром СПГ Технологии" А.К. Кахидзе:

- План по формированию СПГ-инфраструктуры на российских трассах, включая и те, которые входят в проект "Европа – Западный Китай", реализовывается Газпромом вместе с ГК "Автодор". Уже проработаны схемы совместной деятельности в этом направлении. Кроме этого, создан Генеральный проект расположения основных объектов производства и сбыта СПГ-инфраструктуры на ближайшие 10 лет. Он разрабатывался при участии Министерства транспорта, Министерства энергетики России и ряда нефтегазовых компаний. Наша цель – создание совместной проектной компании, которая координировала бы проектную и строительную деятельность, а также эксплуатацию будущих объектов.

Ожидается, что СПК будет интересен многим газомоторным компаниям и позволит привлечь частных инвесторов. Газпром и Автодор активно сотрудничают для согласованного развития сети объектов транспортной и энергетической отраслей при создании сети автомаршрутов между государствами. Это увеличит эффективность инвестиций в возведение объектов инфраструктуры и позволит интенсифицировать развитие транспортного коридора в Уральском, Сибирском и Дальневосточном ФО.

В планах Газпрома на ближайшее время – полное обеспечение станций АЗС и других объектов сбыта необходимыми объемами СПГ. Для этого запланировано строительство большого количества КриоАЗС и нескольких предприятий по производству сжиженного газа.

- КриоАЗС будут создаваться в рамках многопрофильных зон обслуживания, где существуют многотопливные АЗС, - отметил А.К. Кахидзе. – Чтобы активизировать внедрение СПГ, предполагается использовать микрозаводы, производящие СПГ, и заправки на основе грузовых контейнеров. Это позволит ускорить распространение КриоАЗС и понизит уровень начальных инвестиций. Кроме того, это можно применить и для обеспечения газом различных районов РФ. Применение СПГ несет несомненную выгоду для потребителя, поскольку стоимость этого топлива в сравнении с дизельным несоизмеримо ниже.

Существуют реальные примеры успешного перехода на СПГ. Так, одна из транспортных компаний Москвы год назад начала использовать грузовики IVECO, моторным топливом для которых является сжиженный газ. Их использование оказалось настолько выгодным, что сейчас компания планирует к 2024 году полностью перевести весь свой автомобильный парк на СПГ. Для этого будет закуплена новая техника, а старая переоборудуется на использование комбинированного топлива дизель-газ.

- Не стоит забывать и о том, что СПГ – это экологически чистое топливо, использование которого экономически более выгодно, чем применение традиционных дизтоплива и бензина. Газовые двигатели создают низкий уровень шума и вибрации, а по техническим характеристикам являются более безопасными и надежными. Мы активно работаем над тем, чтобы вся действующая сегодня техника со временем была оснащена комбинированными системами, позволяющими использовать СПГ. Этому вопросу уделяется очень много внимания, поскольку его успешное решение позволит снизить уровень загрязнений окружающей среды и благоприятно скажется на экологической обстановке.

Все это может служить вескими аргументами, доказывающими преимущества применения сжиженного природного газа как автомобильного топлива.