Петербурженка Светлана приходит в "Некрополь XVIII века" несколько раз в год. Ходит между старинными надгробиями и раскладывает кусочки хлеба на гранитные плиты.

– Все эти люди умерли очень давно, и их никто не навещает, мне их жалко, – объяснила девушка Metro. – А так к ним птицы прилетят, посидят на надгробиях.

Светлана не совсем права. Все памятники, которые находятся на территории двух некрополей, находятся под опекой сотрудников Музея городской скульптуры. Их очищают от мусора, моют и реставрируют.

Памятник Ломоносову
Именно отсюда начал свою историю Музей городской скульптуры.

– Ещё при Петре I здесь было основано Лазаревское кладбище, – рассказывает научный сотрудник отдела мемориальной скульптуры Артём Шипунов. – Сохранились могилы XVIII, XIX и немного XX веков. Здесь представлен русский классицизм. Из всех надгробных памятников выбивается один, выполненный в авангардном стиле. Этот памятник на могиле своей первой жены Лины поставил известный скульптор Матвей Манизер. Вместе с супругой он работал над памятником Володарскому. Художница умерла в 1921 году, и это было последнее захоронение в "Некрополе XVIII века".

По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия.

– Поначалу для надгробий использовали простейшие формы – плиты и саркофаги, – продолжает Артём. – И вдруг во второй половине  XVIII века появляется доминантный памятник на могиле Михаила Васильевича Ломоносова. Он был заказан в Италии. Вертикальный монумент сделан из мрамора, отделан позолотой. По тем временам он был авангардным: возвышался среди плит, и все, кто приходил сюда, сразу же видели, где похоронен Михаил Васильевич.

Казанский собор украшали архангелы и обелиск
В старинном некрополе – сотни могил. Из известных людей, кроме Ломоносова, здесь похоронены вдова Александра Пушкина Наталья Николаевна Ланская, архитектор Казанского собора Андрей Воронихин, крупный соледобытчик и горнозаводчик Алексей Турчанинов и многие другие.

- Некоторые памятники рассказывают нам об истории нашего города и нашей страны, – говорит Артём Шипунов. – Например, на надгробии архитектора Воронихина изображён Казанский собор. И мы видим, что выглядит он несколько иначе, чем сейчас: перед собором стоит деревянный обелиск, а на парапетах сидят ангелы, сделаны они были из алебастра. Именно так и выглядел один из крупнейших храмов при жизни зодчего. Архангелы и обелиск со временем пришли в негодность, и их решили не восстанавливать.

Памятник на могилу Турчанинова делал знаменитый скульптор Иван Мартос.

– Это ранняя работа Мартоса, – поясняет Артём. – С этого надгробного памятника начался его путь к Минину и Пожарскому. Все пропорции, композиция и поза бога Кроноса, сделанного для могильного памятника, были   повторены в скульптуре одного из героев, только в зеркальном отражении.

Ботинок доктора и шпага офицера
В некрополе есть свои звёзды. И это не всегда памятники, посвящённые знаковым персонам своего времени.

– Например, у знаменитого архитектора Карла Росси очень строгое и скромное надгробие, – говорит сотрудник музея. – Зато у никому не известного офицера Семёновского лейб-гвардии полка Карла Райссига – шикарный чугунный постамент.

Сам покойный изображён в виде спящего офицера. В руках у него шпага, голова лежит на фуражке.

Чугунный памятник ещё в XIX веке обрастал легендами. Одна из них гласит, что офицер заснул, когда нёс караульную службу. А когда открыл глаза, увидел перед собой императора Николая I. И умер от позора.
Иногда к Карлу, спящему на цветочном лугу, приходят военные курсанты. Дотрагиваются до шпаги и дают себе слово никогда не повторять его ошибок.
Ещё один популярный лежащий памятник напоминает о докторе медицины и хирургии Густаве Адольфе Магире. Бронзовая фигура возлежит слева от входа в некрополь. Один ботинок у доктора блестит, под гранитным надгробием часто можно увидеть монеты. К Магиру идут его коллеги: студенты медицинских вузов, врачи перед сложными операциями. Бронзовый ботинок гладят также пациенты – те, кому предстоит хирургическое вмешательство.

– Металлические монеты – это зло для наших памятников, – говорит Артём Шипунов. – Они ржавеют и разрушают каменные плиты. Смотрители постоянно собирают мелочь. В некрополе достаточно надгробий со скульптурными изображениями черепов. Так вот, некоторые посетители умудряются засунуть монетки в глазницы. Не знаю, что означает этот ритуал, но делать этого не стоит: можно разрушить исторический памятник.

Достоевскому и Чайковскому несут цветы
Через дорогу от "Некрополя XVIII века" находится "Некрополь мастеров искусств". Он был создан на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Здесь были похоронены многие выдающиеся государственные деятели, учёные, литераторы, музыканты.

– Последним здесь захоронили в 1989 году Георгия Товстоногова, – рассказывает Артём Шипунов. – К надгробным памятникам "Некрополя  мастеров искусств" приносят цветы чаще. Представители театра идут к режиссёрам и актёрам, представители консерватории – к Римскому-Корсакову и другим деятелям музыкальных искусств, литераторы – к своим. Прошлый год был юбилейным для Фёдора Михайловича Достоевского. Цветы и венки несли весь год: и обычные люди приходили, и литераторы, и родственники, конечно. Ведь здесь похоронен не только Фёдор Михайлович, но и его жена Анна Григорьевна, и внук Андрей Фёдорович. Так что все идут к писателю, а Достоевские – навестить своих близких.

По словам смотрителей некрополя, чаще других навещают именно Достоевского, а также Чайковского и представителей "Могучей кучки": Мусоргского, Римского-Корсакова и других композиторов.

Известняк для оперного певца
Самый необычный памятник стоит на могиле оперного певца Иоакима Тартакова.

– До революции он пел в Императорском театре, – рассказывает Артём Шипунов. – Тартаков принял советскую власть. Погиб в Петрограде, когда возвращался с концерта на Обуховском заводе. Проектировать памятник поручили архитектору Ивану Фомину – представителю старой школы. 1920-е годы были временем экспериментов, и Фомин сделал довольно экстравагантный памятник. Создан он из монолитных блоков известняка, которые раньше служили оградой садика рядом с Эрмитажем. Ограду, как символ самодержавия, снесли, но не уничтожили. Известняковый монолит пошёл на памятник Тартакову.