Робот на сцене боится вайфая
Само действо происходило в Музее современного искусства. Нас пригласили в небольшой зал, утопающий в полумраке. Совершенно пустое помещение с белыми стенами и колонной посередине, лишь в нише – старая чугунная ванна.
Интересно, это декорация, арт-объект – или её просто забыли вынести?
Робототехники завершали последние приготовления и вдруг... разом вышли из зала, закрыв за собой дверь. Воцарилась гробовая тишина. Даже как-то жутковато стало. Кто знает, чего ждать от этих роботов. Но сзади кто-то начал кашлять. Значит, всё в порядке, действительно, театр.
Двери вновь распахнулись, и к нам вышел режиссёр и медиахудожник Иван Заславец. Он попросил отключить на телефонах вайфай и блютус, потому что через эти каналы роботы общаются друг с другом, и мы будем им мешать.
Рядом со мной в предвкушении ёрзал на кресле кудрявый парнишка лет пяти-шести. Я поймала себя на мысли, что испытываю похожие эмоции. Будто в далёком-далёком детстве родители впервые привели меня в театр, и я смотрю на закрытый занавес, пытаясь угадать, что за ним.
И вот звучащая фоном музыка начала усиливаться, и из-за колонны выбежала Каштанка, громко цокая по полу механическими лапами. Я заметила, как глаза кудрявого мальчугана чуть не вылезли из орбит от восторга, кажется, он даже перестал дышать.
Единственный актёр-человек тоже прятался за колонной. Оказывается, всё это время мы были не одни.
Глазами робособаки
Сюжет "Каштанки" каждый помнит с детства. Потерявшуюся собачку подбирает клоун по имени Мистер Жорж. Дома у нового хозяина Каштанка знакомится с другими цирковыми "артистами" – гусем Иваном Иванычем, котом Фёдором Тимофеевичем и свиньёй Хавроньей Ивановной, которые сразу её невзлюбили.
Изначально рассказ назывался "В учёном сообществе", и именно это, по мнению авторов спектакля, даёт ключ к пониманию всего произведения.
На протяжении часового повествования мы следуем за сознанием собаки, смотрим её взглядом на происходящее. Причём в буквальном смысле – изображение с камеры на голове робота транслируется на стены. И этот взгляд позволяет поднять проблемы, волнующие человека, понять принципы внутреннего и внешнего взаимодействия человека и животного (в нашем случае – человека и машины).
В спектакле задействованы пять актёров, четыре из которых – роботы. Но зрители сопереживали им гораздо больше, чем актёру-человеку. Танец Каштанки с кокетливым подёргиванием лапками вызвал просто бурю эмоций.
К слову, это не единственный эксперимент творческого тандема режиссёров Вани Заславца и Иры Криворуковой. Они уже ставили в Петербурге чеховскую "Чайку", где Костю Треплева играл промышленный манипулятор.
– Я считаю, что проблема "осовременивания" классики надуманная, – делится с Metro Ваня Заславец. – Задача любого режиссёра – переосмыслить материал для сегодняшнего зрителя. Глупо этого не делать, потому что с людьми нужно разговаривать на языке их времени. Чехов писал много пьес и хотел, чтобы его произведения были воплощены на сцене. Антон Павлович был человеком ироничным, и я уверен, что, посмотрев наш спектакль, он бы остался доволен.