Летом этого года социолог Саймон Вало из Швейцарии выяснил, что представители некоторых профессий чаще других считают свою работу бесполезной. Это подтвердило (хотя и не полностью доказало) "теорию бредовых работ" (также "теорию бесполезных работ"), о которой впервые заговорили десять лет назад. Разобраться в данном феномене Metro помогла доцент кафедры социальных технологий РАНХиГС, кандидат психологических наук Екатерина Огарёва.

Екатерина Огарева.

Екатерина Огарева.

Предоставлено Екатериной Огаревой

Фото:

Кто-то придумывает бессмысленную работу

– В 2013 году американский антрополог Дэвид Гребер опубликовал довольно провокационное эссе "О феномене бредовой работы". В нем он поставил читателя перед логическим противоречием, ставшим бичом современного общества: мы достигли такого уровня технического прогресса, что благодаря новейшим технологиям и автоматизации процессов должны работать гораздо меньше (скажем, 15 часов в неделю) –  однако работы меньше не стало. Более того, появилось множество новых, не относящихся непосредственно к производству и зачастую просто бессмысленных (бредовых) работ. "Складывается ощущение, будто кто-то придумывает всю эту бессмысленную работу, просто чтобы чем-то всех нас занять", – пишет автор. Его статья подняла настоящий шквал обсуждений. Гребер даже открыл специальную страницу в социальной сети, куда люди могли присылать свои личные истории и размышления о бредовой работе. Получилось своеобразное антропологическое исследование, основанное на биографических материалах. Подкрепив его данными статистики и социологических опросов, Гребер в 2018 году издал книгу "Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда".

Рассадник бредовых работ – государственные учреждения и сфера обслуживания

 – По определению Гребера, бредовая работа – это оплачиваемая форма занятости, настолько бессмысленная, ненужная или вообще вредная, что ее существование не может оправдать даже сам работник. Порой исчезновений такого сотрудника или его постоянных прогулов даже не замечают. Обычно, отмечает Гребер, такое происходит в государственном секторе, на госслужбе. Но сам он к бредовым работам относит и разные профессии сферы обслуживания: специалисты по продажам, корпоративные юристы, различного рода администраторы.

Люди, выполняющие бредовую работу, часто окружены почетом и уважением.

Люди, выполняющие бредовую работу, часто окружены почетом и уважением.

Depositphotos

Фото:

"Шестерки", "головорезы" и "надсмотрщики" могут быть везде

 – Часто важен не род деятельности, а причины, делающие труд бессмысленным. Так, "шестерки" (flunkies), по сути, нужны лишь для того, чтобы повысить или поддержать статус своего руководителя. "Головорезы" (goons) агрессивно навязывают абсолютно ненужную услугу или волю своего нанимателя. "Костыльщики" (duct tapers) бесконечно исправляют ошибки, которых в принципе при правильной организации процесса возникать не должно. "Галочники" (box tickers) существуют исключительно для оправдания деятельности организации, создания некой формализованной видимости деятельности. "Надсмотрщики" (taskmasters) перераспределяют работу, ставят и контролируют задачи там, где сотрудники вполне справляются самостоятельно.

К бредовым работам может привести идеология

 – Иногда автор довольно забавно размышляет на тему бредовой работы: "Конечно, в старых неэффективных социалистических государствах вроде Советского Союза, где труд считался одновременно правом и священным долгом, государство придумывало столько рабочих мест, сколько было нужно. (Поэтому в советском универсаме требовалось три продавца, чтобы продать один кусок мяса.)". Да, порядка тридцати лет в нашей стране существовала статья за тунеядство (статья 209. Указ "Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни") и действовал общественный принцип "кто не работает, тот не ест". Но дело ведь не только в экономике, но и в идеологии, мировоззрении граждан – вспомните детский стишок Сергея Михалкова "А что у вас?" В конце, после спора о важных профессиях, звучит примиряющий вывод: "Мамы разные нужны, мамы разные важны…"

Притворяться, что ты работаешь, – это насилие.

Притворяться, что ты работаешь, – это насилие.

Depositphotos

Фото:

Бредовая работа может преисполниться смыслом

 – Гребер отмечает, что бредовой работа считается тогда, когда сотрудник постоянно ощущает бессмысленность и ненужность своего труда и испытывает при этом негативные эмоции. Однако существовать в мире и осмыслять свою роль в нем можно очень по-разному. Да и всё может резко перемениться.

Вспомним для примера историю нашего соотечественника Сергея Сотникова из Ижмы. Формально следить 12 лет за выведенной из строя взлетной полосой – это ненужная, бессмысленная работа. Но вот вдруг на нее совершает аварийную посадку самолет с 81 человеком на борту… И начинаешь верить в какие-то иные, высшие смыслы.

Бредовый труд наделяет деньгами, почетом и уважением

 – Люди, выполняющие бредовую работу, часто окружены почетом и уважением, имеют статус профессионалов, хорошо зарабатывают, внешне успешны... При этом они нередко страдают от бессмыслицы собственного "труда". Представьте, что вам платят за то, что вы носите воду в решете или до обеда раскапываете яму, а после обеда закапываете обратно. И да, у вас есть перерыв на обед, питание, приспособления, облегчающие труд, достойная оплата, статус "эксперта по ямам или транспортировке воды в решете", но вы сами понимаете всю абсурдность ситуации. Вы постоянно испытываете внутренний конфликт – противоречие между собственными желаниями (быть нужным, реализовывать свой потенциал, уважать себя) и невозможностью всего этого достичь в процессе труда. И этот конфликт рано или поздно начинает менять ваше самоощущение, вы осознаете, что не делаете этот мир лучше, ничего в него не привносите, ничего от вас не зависит.

Дерьмовые работы приносят больше пользы, но меньше уважения

 – В теории Гребера существуют и так называемые дерьмовые (shit) работы. Дерьмовая работа может быть очень нужна, важна и полна смысла, но не оценена по достоинству. Она низкостатусна, мало оплачиваема, связана с унижением или тяжелым физическим трудом – это знакомые всем "синие воротнички". Люди трудятся, даже вкалывают, но их не замечают и зачастую не уважают, что тоже не способствует любви к своей профессии.

В теории Гребера существуют и так называемые дерьмовые (shit) работы.

В теории Гребера существуют и так называемые дерьмовые (shit) работы.

Нейросеть

Фото:

Притворяться, что ты работаешь, – это насилие

 – Гребер рассуждает и о духовном насилии: "Когда тебя заставляют притворяться, что ты работаешь, это приводит в бешенство, потому что показывает, до какой степени ты находишься во власти другого человека. И бредовая работа, как было указано выше, – это целый вид деятельности, организованный как раз по такому принципу. Ты работаешь или притворяешься, что работаешь, но не ради какой-либо благой цели (во всяком случае, ты не видишь цели), а просто ради самой работы. Неудивительно, что это приносит такие мучения".

Теории спасения от бреда

 – Автор книги предлагает радикальный способ борьбы с бредовыми работами – введение безусловного базового дохода, одинаково гарантированного всем гражданам, независимо от их трудового статуса (деньги, естественно, высвободятся при сокращении "бредовых" должностей). Гребер считал, что, имея такой экономический базис, человек сможет выбирать работу осмысленно.

Однако на самом деле (пока эта светлая перспектива далека и эфемерна) уже сейчас можно осмысленно выбирать работу или иначе осмыслить уже выбранную! Последняя тенденция в виде новомодного джобкрафтинга (job crafting) уже приходит в российские реалии. Буквально этот термин означает пересоздание работы, ее переделку под себя. Помните, "симпатичную, но, к сожалению, активную" Шурочку из "Служебного романа"? "Когда-то ее выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно". Вот Шурочка-то, как выясняется, и практикует джобкрафтинг. Если серьезно, то это практика поиска "своего фокуса" в работе: перестройка графика, пересмотр задач, смещение акцента на то, что лучше получается и приносит удовлетворение, на то, в чем есть смысл лично для вас.

бредовая работа – это оплачиваемая форма занятости, настолько бессмысленная, ненужная или вообще вредная, что ее существование не может оправдать даже сам работник.

бредовая работа – это оплачиваемая форма занятости, настолько бессмысленная, ненужная или вообще вредная, что ее существование не может оправдать даже сам работник.

Depositphotos

Фото: