Бизнес в нашей стране привык искать возможности для существования и развития. Изменились законы или правила игры - скорректировали сферу деятельности, потеряли надежных партнеров - нашли новых, упали продажи - расширили ассортимент, снизилась покупательская способность или стало слишком тесно из-за конкурентов в своем регионе - вышли на новые рынки, в том числе и зарубежные. Последний аспект в связи с размытием территориальных границ, активной глобализацией и распространением интернет-технологий уже не кажется чем-то гипотетическим и сложно реализуемым.

 

 

Когда-то было дорого, сейчас - иначе

Ещё 7-10 лет тому для выхода на зарубежный рынок бизнес должен был отвечать ряду критериев. Прежде всего, это должна была быть крупная, солидная компания с устойчивым финансовым положением. Почему? Начало работы, к примеру, в Европе или США предполагало открытие соответствующего филиала или даже производственных мощностей, найм штата сотрудников на территории данных стран, агрессивную и весьма затратную рекламную кампанию, благодаря которой можно стать заметными для новой аудитории.

 

Сегодня попробовать силы на западных рынках и в других странах мира, отличающихся платежеспособной целевой аудиторией, могут даже мелкие фирмы и бизнес, который не имеет ни фабрик с заводами, ни персонала 50-500 человек, ни громадных финансовых возможностей. Как? Благодаря работе в Интернете. Алгоритм, как уверяют представители студии интернет-маркетинга Yeella, достаточно простой:

  • создается веб-ресурс, переведенный на нужный язык (в большинстве случаев достаточно англоязычного);
  • проводится целенаправленная рекламная кампания в Интернете - поисковое продвижение, контекстные объявления, маркетинг в соцсетях;
  • если предлагается нематериальная услуга, то даже затраты на логистику не возникают. А для товарной продукции находятся взаимовыгодные условия поставки адресату (главное, чтобы продавец и покупатель при этом оставался в плюсе).

 

И по этому пути идет все больше представителей малого и среднего бизнеса. Подпитывает такой живой интерес весьма приемлемый бюджет попытки покорения новых рынков. Он для некоторых проектов укладывается в несколько тысяч долларов США (на старте) и требует небольших ежемесячных трат, которые порой с лихвой окупаются одной хорошей сделкой с западным клиентом.

 

Зачем выводить бизнес на экспорт?

Если цифры из предыдущего абзаца пока не кажутся убедительными, то на вопрос, зачем продвигать свою компанию на зарубежные рынки хорошо отвечает книга В. Малия и М. Золенко "SEO на экспорт. Первая книга по продвижению за рубежом". В ней раскрыты практические фишки и секреты поискового продвижения (SEO) веб-ресурса в западном сегменте Интернета, а также подробно объясняются причины, из-за которых бизнесу надо пробовать свои силы на Западе.

Оба автора книги - специалисты агентства интернет-рекламы Topodin, которые написали о том, с чем сами сталкиваются в своей каждодневной работе. По их мнению, западный рынок и Интернет, в том числе, выгоден бизнесу, работающему в СНГ. И для этого приведены простые и понятные цифры.

 

Просто сравниваем:

  • русскоязычная армия пользователей Интернета - порядка 100 миллионов человек;
  • аудитория глобальной сети, использующая английский язык - свыше 1 млрд. пользователей.

При прочих равных условиях на Западе у бизнеса в 10 раз больше потенциальных клиентов.

 

 

Далее:

  • средняя зарплата США - 4300 долларов;
  • средняя ЗП в Западной Европе - 2,5-3,5 тысяч долларов;
  • средний заработок в постсоветских странах - до 900 долларов.

Так, в плане покупательской способности целевая аудитория на Западе где-то в 3-4 раза выше.

 

Ещё одно сравнение:

  • доля контента (текстов, видео, инфографик и т.д.) на русском языке в Интернете - 6,4%;
  • доля англоязычного контента - 53%

 

Для кого-то эти цифры значат высокую конкуренцию - ведь судя по этой статистике, англоязычных сайтов чуть ли не в 9-10 раз больше, чем русскоязычных. Но куда важнее другой вывод - большая конкуренция - это признак больших денег, ведь именно спрос порождает предложение.

 

Что же может дать бизнесу Запад:

  • Рост продаж - новый рынок и базу клиентов.
  • Рост лояльности. Западный потребитель по статистике готов тратить больше денег, чем наш, а значит, если ему все понравится, то он снова вернется на сайт/интернет-магазин, где уже покупал.
  • Гибкость в ценовой политике. Услуги и многие товары, предлагаемые нашим бизнесом, стоят дешевле, чем у конкурентов. Это и возможность сыграть на демпинге (заниженных ценах) и наличие запаса прочности при дальнейших действиях на новом рынке.
  • "Долларовые" доходы. Это нужно и тем, кто несет издержки в иностранной валюте, и тем, кто жаждет стабильности, защиты от колебаний валютных курсов.
  • Рост репутации и имиджа, в том числе и в глазах отечественных клиентов.

 

Кому пробовать силы на зарубежных рынках?

Этот вопрос также подробно рассмотрен в первой главе "SEO на экспорт. Первая книга по продвижению за рубежом". Мы вкратце перечислим кому на Западе, как правило, хорошо, а подробности ищите в книге специалистов компании Topodin.

 

 

Ниши бизнеса, которые хорошо чувствуют себя на Западе:

  • разработчики интеллектуальной продукции - ПО, игры, приложения;
  • финансовые тематики;
  • сайты знакомств;
  • туристические услуги;
  • IT-тематика - от отдельных услуг (дизайн, копирайт, реклама, хостинг), до комплексных решений под ключ;
  • мультимедиа-проекты - онлайн-кинотеатры, игровые аукционы и т.д.
  • дистанционное образование;
  • различные посреднические услуги;
  • информационные порталы и тематические блоги.

 

Как отмечают представители компании Yeella, хороший бизнес (продукт, услуга, бренд) всегда может рассчитывать на успех на любом из рынков. Отличаются лишь требования и перечень усилий, которые необходимо приложить. Так, с ритейл-бизнесом и перепродажей товаров нужно особое внимание уделять логистике и сервисам доставки, а вот с некоторыми "облачными" услугами - географическая удаленность вообще ничего не значит. Так, есть мнение, что немецкий хостинг - это качественный хостинг, значит и предприниматель из России может вложить деньги в сервера, которые географически там находятся и предлагать немецкий хостинг в любой стране мира.

 

Возможные затруднения для бизнеса

Никто не говорит, что компании, выходящей на новые рынки, будет легко и классно. Можно выделить минимум три группы рисков и сложностей, которые важно учитывать, прежде чем планировать западную бизнес-экспансию:

  1. Языковые. Это самый очевидный сдерживающий фактор, но его нередко переоценивают. Даже если вы не знаете английский, его знают специалисты студий интернет-маркетинга, которые адаптируют сайт и разработают грамотную рекламу. А то же взаимодействие с клиентами/покупателями можно максимально автоматизировать.
  2. Маркетинговые. Это довольно серьезная сложность, так как охватывает массу аспектов. Так, чтобы рассмотреть специфику такого инструмента интернет-маркетинга, как SEO, компания Topodin написала целую книгу, а ведь есть и контекстная реклама и реклама в соцсетях, и общие закономерности маркетинг-микс в каждой отдельной стране.
  3. Ментальные и культурные. Данные риски часто недооценивают. И зря. Из-за разных пониманий бизнес-процессов и способов ведения деятельности на Западе потерпели неудачи многие компании. Важно изначально понимать, что работать придется по тем правилам, которые приняты на рынке, куда вы входите, а не пытаться всех изменить под себя.

 

 

На Запад посматривают и компании интернет-маркетинга

Возвращаясь к книге главе "SEO на экспорт. Первая книга по продвижению за рубежом", отметим, что её выход стал очень логичным по разным причинам. Во-первых, снова актуален сам тренд продвижения бизнеса за рубежом, причем с обязательным использованием интернет-технологий. Во-вторых, и сами специалисты интернет-маркетинга все пристальнее поглядывают на Запад. Высокая конкуренция на постсоветском пространстве и обилие клиентов, которые не всегда сами понимают, что хотят, убеждает и отдельных специалистов-фрилансеров, и целые компании икать счастье на более перспективных, "цивилизованных" и обеспеченных зарубежных рынках. Там и заказчиков предостаточно, и договорные отношения с заключением долгосрочных соглашений в фаворе, и общие алгоритмы работы отличаются не так сильно, как это порой кажется.


Вторая тенденция иногда позволяет разрешить третью сложность, описанную выше - ментальную. Так, уже нередки случаи, когда наши студии интернет-маркетинга работают с нашими же представителями бизнеса на Западе. И получается эффективно.