Последние месяцы российские авиационные инженеры были обеспокоены запретом на беспилотные воздушные системы (БВС) в регионах.

19 октября 2022 года президент России Владимир Путин подписал указы о введении военного положения на присоединенных территориях. При этом в ряде регионах введена степень базовой готовности и ограничения на использование БВС. За несанкционированный полет дрона владельцам грозят штрафы. А если попытка аварийной посадки не удастся, аппарат смогут уничтожить.

Первый заместитель председателя контрольного комитета Госдумы Дмитрий Гусев предложил запретить дроны по всей стране во время СВО.

Последствия запрета для рынка

Запрет необходим для охраны общественного порядка, как следует из указов, подписанных главами регионов.

БВС применяются в лесном хозяйстве, с помощью квадрокоптеров в сельхозпроизводстве оценивают состояние полей и распыляют удобрения, обследуют дома, линии электропередач и наблюдают за пожарами. Региональные власти считают, что это ограничение не будет иметь каких-либо критических последствий для производственной деятельности.

Ведь запрет не распространяется на организации, эксплуатирующие объекты водоснабжения и водоотведения, а также органы власти и муниципалитеты. Государственные учреждения и предприятия, у которых есть соглашения с региональными властями, могут использовать дроны. А вот частные лица – нет.

Производители и операторы дронов оценивают убытки в 10 млрд руб. в год и считают меру неэффективной, так как она затрагивает санкционированных пилотов, и не оттолкнет нарушителей.

Участники рынка не просто так беспокоились о новых "веерных запретах" по всей стране. К 2-3 регионам, запрещающим БВС изначально, присоединились десятки. На данный момент ограничения введены на 23 территориях. Более того, запрет БВС не только ударит по отрасли, но и станет стигматизироваться. То есть у обычного человека полет дрона будет ассоциироваться с террористическими целями. И даже местные ограничения играют в этом роль.

В качестве альтернативного решения они предлагают цифровое наблюдение за воздушным пространством и запрет на полеты над важной инфраструктурой.

Никита Данилов: биографическая справка

Данилов Никита Игоревич – генеральный директор компании "Флай Дрон". Сейчас компания занимается разработкой сервисов для безопасности и прозрачности полетов БВС. Участвует в экспериментально-правовых режимах для дронов и освещает тему БВС.

До 2020 года Данилов занимал должность генерального директора в ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

По образованию – юрист. Также получил образования по направлению "Управление в крупной корпорации" и "Аэронавигация".

Как бороться с несанкционированными полетами

Данилов Никита согласен с тем, что отрасль понесет убытки, но отмечает, что такое решение необходимо для безопасности. Однако, по его мнению, беспилотники неизбежно станут частью повседневной жизни и будут использоваться гораздо чаще. Причем не только городской властью или коммерческими компаниями, но и любителями.

Поэтому необходимо уже сейчас разрабатывать технологии и единую систему за контролем полетов. Обеспечение безопасности – это главное условие для полноценного внедрения дронов в городской среде как сейчас, так и в скором будущем.

Изначально нужно определить запретные зоны, где дроны не смогут летать. Сейчас это в основном гос. учреждения и аэропорты.

Самое первое, прежде чем пилоты смогут запустить свой дрон – его регистрация. В большинстве стран требуется регистрация дрона и разрешение на полет. Где-то есть ограничение на размер, вес, где-то на дальность полета дрона, высоту.

Для предотвращения негативных ситуаций используются специальные системы обнаружения и ликвидации нарушителя воздушного пространства. Системы обнаружения нужны для отслеживания и сопротивления БВС. Они работают, отправляя сигнал дрону и получая его обратно. Так можно рассчитать точное местоположение и другую важную информацию, которая понадобится для защиты объекта.

Существует большой список систем обнаружения дронов с разными функциями и методами работы. Чаще всего – глушилки, которые отсекают сигналы между дроном и его пилотом. Из-за этого дрон теряет связь с оператором. Когда это происходит, большинство коммерческих дронов автоматически возвращаются к местоположению пилота.

Можно заблокировать систему позиционирования дрона (GPS), и когда это произойдет, дрон выполнит посадку, используя свои бортовые датчики и гироскопы. Некоторые из более простых и дешевых дронов могут не иметь их. В этом случае они упадут и разобьются.

Системы сигнализации и защиты дронов используют радиочастотные датчики для мониторинга беспроводного спектра в поисках сигналов управления или видеопередачи, используемых дронами. Алгоритмы могут дать представление о том, откуда идет сигнал и насколько он силен, как далеко он находится, определить местонахождение пилота. А также информацию о типе сигнала. Появляется представление, насколько велик беспилотник и какую нагрузку он может нести.

Еще один вариант – дрон на дрон. То есть перехват незаконного на территории беспилотника своим.

В первую очередь, следует связаться с оператором БВС. Если же он не выходит на связь или не может объяснить свои мотивы, то дрон следует сбить.

Дроны способны изменить будущее, но могут и предоставлять угрозу для безопасности и конфиденциальности. Запретить их навсегда уже невозможно, да и бессмысленно, ведь это – шаг назад. Самое верное решение – комплексная разработка мер безопасности.