Вовлечённость персонала в рабочий процесс буквально влияет на эффективность функционирования компании в целом. Продвинутые менеджеры и HR-специалисты уже давно уделяют теме особое внимание. Необходимость этого они объясняют тем, что именно уровнем вовлечённости определяется ряд важных аспектов – от стремления сотрудников к профессиональному развитию до результативности бизнеса в разных перспективах.

Рассказываем о вовлечённости персонала в контексте производственного и других направлений деятельности. Говорим о том, чем может быть полезен для бизнеса тот или иной вовлечённый сотрудник. Подчёркиваем, насколько важен аспект вовлечения в рамках разных направлений деятельности.

 

Что такое вовлечённость?

В общем смысле вовлечённость сотрудника в рабочий процесс – эквивалент того, как именно он выполняет работу. Но всё не так просто, как кажется.

  • Высокий уровень вовлечённости говорит о том, что конкретный работник (или даже целый отдел) получает от выполнения рабочих функций удовольствие. При этом охарактеризовать его деятельность можно как результативную и продуктивную, нацеленную на получение определённого эффекта, полезного в контексте функционирования бизнеса.

  • Средний уровень вовлечённости тождественен условному равнодушию, смешанному с частичной заинтересованностью в конкретных результатах работы. Сотрудников с таким уровнем часто нужно мотивировать. При условии грамотного подхода к реализации ряда сопутствующих мотивации мероприятий можно вывести "среднего работника" на высокий уровень вовлечённости в рабочий процесс.

  • Низкий уровень. Это почти что абсолютное равнодушие. Опыт сотрудника, даже если он колоссален, никак не используется. Выполнение функций характеризуется как "машинное". Поиск нестандартных решений задач исключён, инициативность минимальная, что нехарактерно для работников на среднем и высоком уровнях.

Отсюда ясно, что менеджеры и HR-специалисты в настоящее время сталкиваются с потребностью в локальных исследованиях. Речь о так называемом "опросе вовлечённости сотрудников". Формулировка не до конца верна. Корректнее говорить об опросе с целью выявить фактический уровень вовлечённости. Однако нецелесообразно использовать только анкеты. Важно наблюдать за результатами работы.

Об оценке вовлечённости работников говорить не будем, отметим только, что деятельность менеджеров и HR-специалистов должна быть комплексной, не привязанной только к тестированию или только к анализу посредством опросов. Оценивать нужно все аспекты труда рядовых работников и специалистов независимо от уровня. И давать обратную связь, предлагать перспективным кадрам возможности для продвижения и саморазвития в полезной для бизнеса плоскости с привязкой к стимулам и мотивам.

 

Почему вовлечённость – это важно?

Вовлечённый сотрудник – это в первую счастливый работник. Источник его счастья – профессиональные достижения, результаты, являющиеся следствием выполнения рабочих функций. Управленцы должны понимать, что на чистом энтузиазме далеко не уехать. Имеет место тесная связь со стимулированием и мотивированием. Часто обеспечение высокого уровня вовлечённости персонала в рабочий процесс – следствие грамотно организованной и корректно функционирующей системы поощрений. Дополнить её можно состязательным аспектом: иногда игровые формы, где имеют место уровни и специальные дополнительные бонусы за личные достижения, дают отличный эффект.

 

Независимо от того, на чём именно держится вовлечённость, если её уровень высокий, то можно рассчитывать на:

  • прирост числа довольных клиентов. Это результат вложенного (чего-либо) вовлечёнными сотрудниками в продукт или услугу;

  • повышение результативности бизнеса. Высокий уровень вовлечённости гарантирует продуктивность компании независимо от того, на чем она специализируется (выпуск продукции, оказание услуг и т.д.);

  • перспективы развития. Вовлечённость персонала прямо влияет на перспективность бизнеса. Дело в том, что кадры, обладающие рядом мотивов и стимулов, вовлечённые в рабочий процесс, заинтересованные в его эффективности, часто инициативны. Они стремятся к поиску нестандартных решений стандартных задач, склонны использовать инновации и современные методы выполнения работы.

Так, можно говорить, что вовлечённость персонала – это действительно важно. Она требует оценки персонала и грамотной работы для обеспечения заинтересованности работников в результатах труда.