ROI – один из важнейших показателей для любого маркетолога. Необходимо не только понимать расшифровку этой аббревиатуры и формулу расчета, но еще и знать, как улучшить показатели продвижения.

Что такое ROI

Краткий ликбез для тех, кто пока не знает, что скрывается за этим термином – под ROI понимают возврат рекламных вложений. Проще говоря, сколько денег из вложенных в рекламу окупились и принесли доход. 100% ROI указывает на инвестиции, которые не принесли ни прибыли, ни убытков. ROI меньше 100% – это говорит об убыточной рекламной кампании. Если же ROI больше 100%, то кампания привлекла больше денег, чем потратила.

Несмотря на кажущуюся простоту, работу с ROI непросто применять на практике. Измерение ROI и других показателей в бизнесе – тонкая наука, где нужно учитывать массу переменных. Это связано с тем, что на рост или падение конверсии влияет огромное количество факторов, и одна рекламная кампания – лишь капля в море. Вот причины, по которым однозначно определить ROI зачастую невозможно:

Имиджевые рекламные кампании действуют очень долго, повышая узнаваемость бренда. Оценивая ROI текущей кампании, нужно понимать, что на повышение продаж может влиять и уже закончившаяся успешная кампания.

Чаще всего на решение человека купить тот или иной товар влияют не одна, а несколько рекламных кампаний.

Влияние форс-мажора или, напротив, счастливых случайностей тоже нельзя недооценивать. Идеальная в теории рекламная кампания может провалиться из-за сущего пустяка вроде не вовремя начавшегося дождя.

От SOV к ROI

До появления Интернета реклама преимущественно транслировалась по телевизору. Тогда появился термин SOV, иначе говоря, "доля голоса" – или показатель того, как часто реклама конкретного бренда звучала в эфире. Чем выше SOV, тем больше потенциальных клиентов захватывала такая реклама. Разумеется, лидерами по SOV были самые крупные и, конечно, платежеспособные компании вроде Unilever или Ford.

В 80-х SOV еще использовали, но уже начал появляться термин "рентабельность вложений", то есть их окупаемость. Маркетологи стали рассуждать, какие вложения в рекламу окупаются, а какие – нет. В итоге это привело к появлению ROI.

Сейчас ROI необходимо рассчитывать для каждого бизнеса, для каждой рекламной кампании. Пусть этот показатель редко получается рассчитать с высокой точностью, хотя бы усредненные значения знать нужно – только так вы поймете, тратите вы деньги на рекламу разумно или нет.