Вологодское масло может выпускаться в Рязани, а тульские пряники – где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге. При этом продукт с одним и тем же названием, нередко встречается в ассортименте нескольких производителей, имея различное качество. Выбор в пользу названий с указанием исторического региона происхождения обусловлен возможностью формирования положительного отношения к товару на уровне подсознания. Специалисты Роспатента разработали особые товарные знаки, позволяющие защитить географические бренды. 27 июля 2020 года в силу вступает новый объект интеллектуальных прав.

Товарный знак и топография

В практике многих стран существует в законе такое понятие, как географическое указание, используемое в качестве интеллектуальной собственности. Его цель заключается в напоминании о том месте, где произведен тот или иной товар.

Эксперты считают, что географическое указание способно оказывать существенное влияние на продажу и распространение продукции. Потребитель будет знать, что она обладает определенными уникальными качествами и свойствами. Использование соответствующего знака позволит продвигать региональные бренды, увеличивать их конкурентоспособность на рынке как на внутреннем, так и на внешнем.

Существует еще одна причина для введения подобного новшества. На топографическое указание будет распространяться принцип территориальности. Соответственно, упростится процедура защиты товарного знака и торговой марки.

Чем отличается наименование места от происхождения продукта

Географическое указание представляет собой визуальную отметку, которая показывает территориальное происхождение товара. Последний может обладать определенными:

  • качествами;
  • репутацией;
  • прочими характеристиками и особенностями.

Использовать его можно в том случае, если в отмеченном регионе осуществляется хотя бы одна производственная стадия, например, выращивание овощей/фруктов или заготовка молока.

Географическое указание не только напоминает место происхождения, но и имеет практически идентичную правовую охрану. Но между этими двумя понятиями существует целый ряд различий. Так, для госрегистрации и получения индивидуальных прав нет обязательного условия в наличии у продукта уникальных свойств. Товар должен только формировать у потребителя соответствующие ассоциации.

Регистрация географического указания не предусматривает предоставление заключения от компетентного органа. В данном случае продукт может иметь только одно или несколько особых свойств. Относительно места происхождения – весь процесс должен прлходить именно в том месте, в котором указано производство.

Как можно зарегистрировать – особенности процедуры

В отличии от регистрации товарного знака, законом предусматривается возможность регистрации географического указания одним либо несколькими физическими, юридическими лицами, ассоциациями и иными объединениями. Важно, чтобы процедура не противоречила действующему законодательству страны, считающейся родиной товара.

Для узаконивания местоположения придется подавать заявление в Роспатент. В документе необходимо зафиксировать продукт, описать его характеристики, методику изготовления. Вместе с заявкой нужно предоставить бумаги, в которых официально подтверждается обозначенная информация.

Существуют ограничения на определенные объекты, к которым нельзя применять географическое указание. Сюда относятся:

  • продукты с названиями, вошедшими во всеобщее употребление, не имеющими ничего общего с местом происхождения;
  • ранее зарегистрированные наименования в отношении товаров со схожими характеристиками;
  • названия сортов растений, видов животных, способных ввести потребителей в заблуждение.

Нельзя подавать заявления на регистрацию топографического места на тот товар, качество которого не соответствует государственным требованиям. Примечательно, что свидетельство можно получить только после оплаты пошлины.