Теплый и мягкий, твердый и сильный, грубый и мрачный, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый – так говорят о человеческом голосе. Он имеет "1000 и 1" оттенок, выражает многообразные чувства, настроения, мысли владельца.

Поет человек с друзьями караоке бесплатно в баре, читает лекцию в университете, собирает залы на мировых оперных сценах, демонстрирует ораторские способности на политических дебатах – в любом случае он обладает уникальным голосом. Это акустический феномен, который сочетает в себе анатомо-физиологические особенности и силу воздействия социального значения.

Человеческий голос такой же индивидуальный и неповторимый, как строение сетчатки глаза или папиллярный рисунок на отпечатке пальца. В некоторых странах (США, Великобритания, Италия) официально признается, что голос полностью подделать невозможно. Поэтому его магнитофонная запись считается бесспорным доказательством, подтверждающим юридические факты.

 

Freddie Mercury: уникальность или что-то другое?

 

Команда исследователей из Швеции, Австрии, Чехии сделала углубленный акустический анализ вокальных данных Фредди Меркьюри. Они изучались по архивным записям его интервью и 23 песням, взятым из подборки Freddie Mercury: The Solo Collection. Ученые также провели ряд эндоскопических наблюдений за голосом певца, успешно подражающего знаменитости.

Полученными результатами они поделились в научной работе, опубликованной профильным изданием фониатров Logopedics Phoniatrics Vocology. В статье речь идет скорее об узнаваемости и запоминаемости голоса главного "короля", а также тех акустических характеристиках, которые обусловливают необычную силу воздействия на слушателей. Здесь же развенчали миф о том, что диапазон голоса рок-звезды составлял 4 октавы.

Поэтому говоря о популярности рок-музыканта, более корректно высказываться о его способностях управления голосом, умения передавать с его помощью эмоции и ощущения. Это не уникальность, которой природа наделила каждого человека. Но это феномен, достойный занять свое место в истории мировой музыки.

 

Если голос Фредди "разложить на молекулы"…

 

По своей природе голос Меркьюри подпадает под классификацию баритона, хотя он и пел тенором. Диапазон его вокала составлял 37 тонов – это больше 3, но меньше, чем 4 октавы. Хотя оперные баритоны обычно поют в пределах двух октав.

Но тоновый диапазон – не самое главное в голосе. Его характеризуют еще сила и блеск, тембр и окраска, вибрато и обертоны.

Рок-певец часто использовал свое знаменитое "рычащее" пение (гроулинг). Для воспроизводства этих звуков помимо обычных голосовых связок задействуются вентрикулярные складки ("ложные связки"). Аналогичную технику используют якутские, тибетские и тувинские мастера горлового пения.

Фредди обладал высокочастотным вибрато - так называют короткие и быстрые изменения параметров голоса (тембра, силы, высоты). К тому же оно было необычайно изменчивым. Частота голосовых вибраций певца составляла около 7 Гц, хотя характеристика голоса среднестатистического мужчины укладывается в диапазон 5,4-6,9 Герц.

 

Интересные факты о лучшем голосе Queen

 

Совокупность этих данных и обусловила создание харизматичного сценического образа с мощной силой и чувствительной душой. И несколько фактов из его насыщенной биографии нисколько не разрушат тот пьедестал, который Фредди сам себе воздвиг еще при жизни.

  1. Легенда о 4 октавах оказалась приукрашенным фактом о голосе, диапазон которого укладывается в норму для взрослого человека. Примерно таким же диапазоном обладали
  • Том Йорк (вокалист группы Radiohead);
  • Марвин Гэй (один из основоположников современного направления ритм-энд-блюз);
  • Стивен Тайлер (солист группы Aerosmith);
  • Джеймс Браун (его считают "крестным отцом" жанра соул).

У этих исполнителей диапазон голосов был даже немного пошире за счет дополнительных нот в нижнем регистре, чем у Фредди.

  1. Имеются сведения о том, что Фредди отклонил предложение выступить баритоном в дуэте со звездой мировой оперы М. Кабалье. Вокалист опасался, что поклонники не узнают его в новом амплуа, и это повредит его заслуженной славе
  2. Если бы Фредди продолжал рок-карьеру, его могла бы постигнуть участь итальянского тенора Э. Карузо. От природы его голос звучал баритоном, но в начале обучения педагогами была допущена ошибка при классификации вокальных данных.

    Это привело к развитию голоса в несвойственной ему манере, и Энрико стал петь форсированным тенором вместо баритона. Музыкальная карьера его была блестящей, но короткой. Постоянная работа в не заложенном природой режиме приводила к перенапряжению связок. За время своей деятельности на сцене певец перенес 7 операций из-за образования на них узлов.

Эти подробности лишь украшают и разнообразят оттенками сценическую деятельность Фредди как вклад в развитие рок-музыки.