Известно, что учебно-тренировочный истребитель МиГ-15 вылетел 27 марта 1968 года в 10:19 утра с военного аэродрома Чкаловский. Пилотировал Гагарин, проверяющим был Серёгин. В 10:30 космонавт сообщил об окончании тренировки. Вскоре самолёт на скорости 700 км/ч под углом врезался в землю, не долетев 3 км до деревни Новосёлово.

– Нас пустили на место катастрофы лишь в августе, – вспоминает в беседе с Metro племянница Гагарина Тамара Филатова. – С тех пор я каждый год там бываю, только в этом не смогла – по медицинским причинам. Дорога дальняя, тяжёлая. Когда приехала впервые, защемило сердце. Увидела снесённые деревья, от макушек и до самой земли. По ним было видно, как падал самолёт. Навсегда запомнила огромную яму, наполненную водой. Всё пыталась представить, как они падали, о чём думали в последний момент. Конечно, это место произвело гнетущее впечатление. Боль от потери стала притупляться лишь с годами, я всё время загоняю её глубоко внутрь. Но в какой-то момент она снова прорывается с той же силой, с ощущением безысходности, когда никто ничего не может сделать. 
Фрагмент фюзеляжа истребителя. Съёмки проводились 28 марта 1968 года, и это первый обнародованный снимок с места авиакатастрофы. РГАНТД.

Фрагмент фюзеляжа истребителя. Съёмки проводились 28 марта 1968 года, и это первый обнародованный снимок с места авиакатастрофы. РГАНТД.

 

 

По словам Филатовой, её дядя любил небо, оно всегда манило его по-юношески.

– Но это была для него и работа. Он же был замначальника центра по лётно-космической подготовке, в его обязанности входили полёты на самолёте. Но тот вылет стал роковым. До сих пор мы точно не знаем, что же там случилось.

Заслуженный пилот России Юрий Сытник объяснил Metro, что Гагарин пилотировал учебный самолёт, с двойным управлением. Он выполнял контрольно-проверочный полёт перед самостоятельным вылетом, а Серёгин его контролировал, поскольку у Гагарина была пауза, некоторое время он не летал.

– Гагарина могли обидеть как пилота – значит, командиры части, где он тренировался, не были до конца уверены в его подготовке. Но плохо другое – тогда была облачность, ограниченная видимость. Учитывая, что Гагарин летал после перерыва, можно было дождаться погоды получше. 

Кроме того, Гагарин ехал на своей "Волге" к аэродрому без пропуска и вернулся за ним. Возвращаться – плохая примета, но Гагарина это не смутило. И случилась катастрофа. О ней известно всё, кроме причины. 

– Был резкий отворот. От чего они уходили? От шара-зонда, от "струи" другого самолёта? У того МиГа был плохой "горизонт" (прибор, указывающий лётчику положение самолёта в пространстве относительно горизонтальной плоскости. – Прим. ред.). Много людей из-за этого погибло. В таких ситуациях пилоты просто не понимали, в каком положении "вываливались" из облаков. То, что произошло после отворота, уже хорошо известно. Гагарин и Серёгин пытались вывести самолёт из штопора. Это понятно по срезу деревьев – МиГ был уже без крена, на выводе. Оба пилота тянули за ручку, были в сознании, работоспособными. Учёные сейчас определяют это по состоянию крови, по выделяемому адреналину. Хочу сказать, что Гагарин погиб как настоящий лётчик, для лётчика это нормальная гибель. В нашей памяти он остался героем, который принял мужскую, "лётную" смерть. Что-то у них там стряслось в воздухе, какие-то обстоятельства были выше их, и они просто не смогли эти обстоятельства победить.