Несколько дней назад в Кремлевском дворце было объявлено имя победителя всероссийского конкурса "Учитель года". Им стал педагог из Петербурга Илья Демаков. Он работает в гимназии №116, ведет историю и обществознание. Корреспондент Metro пообщался с преподавателем после знаменательного события.

Илья, поздравляем Вас с победой! Расскажите, как вы приняли решение принять участие в таком масштабном конкурсе? Сложно ли было готовиться?

Это был трудный марафон. Он начался в 2012 году с участия в муниципальном конкурсе для молодых педагогов. Мой наставник, Сергей Букинич – он сам победитель конкурса "Учитель года" - говорит о том, что роста в профессии не бывает без постоянной оценки со стороны коллег. Его опыт и пример остаются для меня главной мотивацией. А в подготовке очень помогали ученики.

Ученики поддержали Вас? Как они отреагировали на то, что их учитель может стать лучшим в России?

Мы всё время были на связи. Я знал, что они смотрят прямые трансляции "Учительской газеты". А перед отъездом мы сделали талисман – общее селфи, которое я увёз с собой. Я убеждён, что для детей важно видеть учителя востребованным за пределами класса. Это помогает привлечь внимание к предмету. Нельзя научиться у того, кто тебе не нравится.

Сколько лет вы преподаете? Почему выбрали именно профессию школьного учителя, а не, к примеру, преподавателя в университете?

Девятый год. Из них пять – в конкурсном движении. Вообще, именно эта невероятная подвижность школьной жизни и привлекает меня. На каждое действие или бездействие учителя школьники отзываются мгновенно. Эти живые эмоции ничем не заменишь. Ну, а видеть, как меняются твои ученики, как они берут барьер за барьером и, наконец, находят себя – это то, что недоступно ни в одной другой профессии.

Вы когда-нибудь думали что-то изменить в своем решении и выбрать другое дело?

Всё меняется. Но человеку, вообще-то, свойственно оставаться там, где он уверен в себе. А потом, школа – это ведь в буквальном смысле event пространство. Вот мы с детьми ведём театр на немецком, толкиновский клуб, моделируем работу ООН, превращаем гимназию на неделю в Хогвартс, постоянно что-то переделываем, склеиваем, раскрашиваем, рассказываем… Нет, никуда я не хочу, кроме школы.

Вы получили новый, ответственный статус. Изменил ли он что-то в вашем взгляде на работу и на себя в ней?

Это такая особенность профессиональных наград в нашей сфере: они помогают укрепиться в мысли, что среди учеников ты на своём месте. Хочется скорее вернуться в класс, к практике, к живому действию.

Кто первый Вас поздравил?

Конечно, мама! Но это после церемонии. А сразу после награждения, в зале, поздравили коллеги, вместе с которыми мы прошли эти удивительные конкурсные дни. И особенно товарищи по финальной "пятёрке": вдумчивый и по-человечески очень тёплый московский биолог Иван Смирнов, талантливый и целеустремлённый математик из Казани Алмаз Хамидуллин, сверхъестественно находчивый инженер и математик из Самары Володя Пономаренко и, конечно, творческий и яркий филолог Настя Мингачёва из Ульяновской области.

Вы чувствуете закономерность в том, что учитель из Культурной столицы получил звание лучшего? Гордитесь тем, что вы – Петербуржец?

Быть учителем в Петербурге ответственно и почётно. У нас выстроена полноценная система поддержки педагога от самых первых шагов в профессию. Не удивительно, что от наших коллег всегда ждут высокого класса. И ещё нам очень повезло работать в одном городе с удивительными учителями, мастерами, имена которых известны профессионалам по всей стране. Это, прежде всего, Игорь Альбертович Карачевцев – историк, Учитель года России, наставник многих и многих российских учителей.

Есть ли у вас большая цель на будущее? Какая она?

Этот конкурс определили важный этап в моей жизни. Думаю, сейчас время осмотреться и составить новый маршрут.

Наверное, один из самых актуальных вопросов во все времена. Как найти подход к ученикам? В чем секрет?

В том, чтобы слышать их. В том, чтобы они знали, что будут услышаны. Нам отведено огромное время: российский школьник от первого до выпускного класса проводит в школе тысячи часов. Думаю, это должно быть временем диалога. А способность к пониманию – это самое человеческое из всех наших свойств.