Джоанна Стингрей представила в Петербурге книгу "Стингрей в Стране Чудес".

Культовая личность ленинградского андеграунда собрала свои воспоминания о жизни в СССР, дополнив их редкими и ценными фотографиями. К созданию книги Джоанну подтолкнула ее дочь Мэдисон, ставшая соавтором звездной мамы. Девушка пришла в восторг от того, какую жизнь прожила ее родственница, прониклась ленинградским роком и плакала над текстами Александра Башлачева. С Джоанной Стингрей мы поговорили о Петербурге, ностальгии и современной музыке.

Джоанна, вы неплохо говорите по-русски! Помните свое первое слово в русском языке?

Кроме "привет" Сергей Курехин научил меня слову "колбаса" (смеется).

Можете назвать три места в Петербурге, которые для вас самые важные?

Квартира Бориса Гребенщикова на улице Софьи Перовской, ныне Малой Конюшенной. Рок-клуб на Рубинштейна и квартира родителей Юрия Каспаряна в Купчино.

Вы сказали, что Мэдисон заплакала, прочитав тексты Александра Башлачева. Кем он был для вас?

Я знала его довольно мало. Моя сестра Джуди делала съемку с ним. Когда он играл, я не понимала того, что он поет, но его чувства проникали прямо под кожу. В нем была невероятная хрупкость, чистота, молодость. В то же время, что-то угнетало его, внутри была печаль и грусть.

Во время выступления на "Музыкальном ринге" в 1987 году, отвечая на вопрос из зала, вы сказали, что хотите продвигать в США некоммерческую музыку, которая идет наперекор правилам. Вам не кажется, что именно коммерческой музыки сегодня слишком много?

Да, конечно! Чистота музыки исчезла. Прошла эпоха той музыки, которую я услышала от Виктора Цоя, близких ему западных групп, The Cure к примеру. В них была какая-то новизна, свежесть. Сейчас уже ничего этого нет, не нужно даже играть на инструментах.

Кстати о западных группах. Виктора Цоя периодически обвиняют в плагиате The Cure. Что думаете об этом? Действительно ли они так похожи?

Нет, это не так. Меня злят и раздражают подобные разговоры. Разумеется, Виктор испытывал влияние других групп, но это не плагиат. Неужели у тех людей, которым в жизни больше нечем заняться, нежели критиковать уже ушедшего от нас человека? Выискивать вещи, за которые они могут к нему придраться?

А какую музыку слушаете вы сейчас?

О, это смешно. Знаете, когда я за рулем, то слушаю радио, новости и комментарии к ним. Наверное, это уже признак возраста. Должна вам признаться, что большая часть современной музыки мне не нравится, я ее не слушаю.

Джоанна и Мэдисон Стингрей.

Джоанна и Мэдисон Стингрей.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Сегодня на экраны снова вышел фильм "АССА" с группой "Кино". Практически, в день первой премьеры.

С днем рождения, "АССА"!

Вы смотрите русское кино?

Нет. Но недавно я посмотрела фильм "Лето". Актер, сыгравший Виктора, не обладает его энергией. В целом, лента удалась. Еще смотрела "Иглу". Вообще, для русских фильмов моего знания языка недостаточно.

Джоанна, вы написали книгу, но у вас великолепный голос. Не думали записать альбом?

Я даже не знаю. Однажды я встретилась с Гребенщиковым, когда он был на уральских гастролях. Он сказал мне: "Ты герой здесь". Юрий Каспарян всегда мне говорит, что надо записать альбом с другими музыкантами, может быть, назвать его Flashback. Если мы и будем делать что-то подобное, то после выпуска третьей книги с фотографиями. Когда я уехала из России в Лос-Анджелес, мне было очень трудно, у меня был маленький ребенок. Поэтому с музыкой не получалось. Одна звукозаписывающая компания предлагала мне тогда контракт и гастроли, но я отказалась. Посмотрим, как получится сейчас.

Вы бы хотели записать пластинку с теми, с кем начинали свой путь здесь, кто с нами сегодня?

Знаете, моя дочь пишет песни, и я продюсирую ее. Недавно я подумала, как было бы круто собрать всех рокеров: Шевчука, Кинчева, Сологуба и спеть песню Гребенщикова "Рок-н-ролл мертв". Это то, чего я очень хочу.

Что изменилось с того момента, как вы впервые посетили Петербург? На страницах своей книги, к примеру, вы упоминаете, что уже в аэропорту Москвы заметили "серых людей".

Все переменилось за 30 лет. Но в Санкт-Петербурге для меня есть что-то особенное. Я очень люблю этот город, здесь мое сердце. В Москве у меня те же чувства, что и в Нью-Йорке – там работа, очень много людей.

В процессе подготовки книги вы чувствовали себя больше коллекционером или переживали все заново?

Конечно же второе. Особенно, когда моя дочь все это писала. Самым трудным было писать о тех, кого с нами нет. Мэдисон была впечатлена записью выступления "Поп-механики" с Африкой, прыгающим по сцене и горящими глазами Сергея Курехина.

На днях американский рэпер Tyga снял видео, в котором предстает в футболке с Виктором Цоем. Русский рок популярен в США?

Да, кто-то показывал мне фото. Никогда не видела подобного, но это интересно. Если честно, мне кажется, что мало кто задумывается о русском роке. Сейчас весь мир объединен Интернетом, и если они что-то не видят в Сети, то не думают об этом. Смотрят то, что популярно.

Юрий Каспарян и Джоанна Стингрей.

Юрий Каспарян и Джоанна Стингрей.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Вы читаете новости? Следите за политикой?

Я слежу за новостями, о политике стараюсь не говорить. Однако отношения между Россией и Америкой очень близки к тому, что было во времена Холодной войны. Самое большое отличие этих ситуаций в том, что тогда мы не могли видеть друг друга, другие страны. Гораздо легче и проще бояться того, что ты не видишь. Иногда мне кажется, что наши политики воюют между собой. Но люди знают, что мы все одинаковые, а вражда затеяна политиками.

Кстати, в США безумно популярен канал, где постоянно показывают какие-то происшествия в России, снятые на видеорегистраторы. В одном ролике бабушка переходила дорогу с двусторонним движением. Ее сбил грузовик, но она просто встала и пошла дальше. Это все настолько по-русски, потому что в США люди бы уже давно вызвали полицию.

Не считаете, что железный занавес, вернее, его падение, способствовало развитию русского рока?

На самом деле, эффект от этого был, скорее, обратный. Падение железного занавеса оказало негативное влияние на русский рок. В тяжелой ситуации люди находили выход в искусстве. Хотя, это вопрос, на который нет однозначного ответа.

Джоанна, как вы думаете, почему людей так сильно накрывает волна ностальгии в последнее время?

Это наше общечеловеческое свойство. В Америке есть группы, которые были популярны 25 лет тому назад, развалились, исчезли. А потом все вдруг хотят слушать их музыку вновь, и они обретают популярность снова. С другой стороны, люди все больше несчастны, во всем мире. Они недовольны. Это очень трудно – найти свое счастье. Когда жизнь не в радость, ты начинаешь вспоминать моменты, где было наоборот.

А вы счастливы?

Да. Моя философия, в особенности в США – понять, что делает меня счастливой, а что нет. Я живу в некоем пузыре, который создала для себя. Создание книги осчастливило меня еще больше.

Джоанна и Мэдисон Стингрей.

Джоанна и Мэдисон Стингрей.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Вы ощущаете свою миссию? Есть предел, достигнув которого, вы скажете себе: "Да! Я это сделала!"?

Сто процентов! Когда я сделала книгу, то ощутила то же, что и при выпуске пластинки "Красная волна". Что это важное, нужное. Я очень довольна тем, что после стольких лет превратила свою историю в книгу.

С какими западными звездами вы можете сопоставить членов ленинградского рок-клуба? Цоя, Башлачева…

Поначалу я проводила параллели между Гребенщиковым и Дэвидом Боуи, "Странные игры" были как Madness, Кинчев – как Билли Айдол, "Кино" - Duran Duran. Но теперь я считаю иначе. Теперь я думаю, что "Кино" - это "Кино". Вот насчет Саши Башлачева трудно сказать, потому что в Америке нет бардов. Может, он мог бы сравниться с Бобом Диланом, а может, он – Шекспир?

Лидер группы "Ноль", Федор Чистяков, эмигрировал в США ввиду своих взглядов. В Америке ему пришлось, фактически, начать новую жизнь. Может ли локация повлиять на талант человека? Изменить его творчество на корню?

Я помню группу "Ноль", но не помню фронтмена. Ситуация всегда индивидуальна. Когда вышла "Красная волна", меня спрашивали в Америке, хотят ли эти музыканты эмигрировать к нам. Восприятие было такое, что все спят и видят, как бы бежать оттуда. Это не так. Русские люди со всеми трудностями хотят жить в России. Посмотрите, на самом деле, из моего круга никто не эмигрировал. Люди ушли из жизни, но не уехали.

Напоследок хочу спросить. У вас есть "место силы" в мире? Куда вы приходите и чувствуете себя абсолютно наполненным человеком.

Это точно Санкт-Петербург. Он помог мне понять, кто я, сделал той, кто я есть. Это огромная часть моей жизни. Потому моя книга так важна для памяти о моих друзьях, в особенности тех, кого нет уже с нами. Часто все вспоминают, что я привозила сюда гитары, инструменты. Но для меня гораздо важнее было не то, что я привозила, а то, что получала от этих людей. Восприятие духовности, ценности жизни. Книга – это и дань памяти тому, что я от них получала.

Получается, вы – фаталист. Верите в судьбу.

По-моему, да. Я чувствовала все, что произойдет в моей жизни. Я очень удачливый человек. Встреча с Гребенщиковым – удача. Ты не можешь такое планировать. Это просто случилось.  

Выражаем благодарность за помощь в переводе беседы с Джоанной переводчику Алексу Кану.

Джоанна Стингрей - американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, одна из значимых персон и популяризаторов советской и пост-советской рок-культуры на Западе. В 1984 году Джоанна впервые посетила СССР. Во время этой поездки, в Ленинграде она была очарована русским роком, а также познакомилась с Борисом Гребенщиковым, который впоследствии стал её другом. Джоанна много раз приезжала в СССР в 1980-х годах, подолгу жила в стране, была знакома со многими советскими рок-музыкантами ("Кино", "Аквариум", "Алиса" и другие), сотрудничала с ними.