Главная героиня – женщина-врач Анна Бецкая – помимо того, что успешно ведет практику, пользуется авторитетом среди светил медицины, врачей-мужчин. Но это не очень нравится ее мужу Николаю. Он комплексует, страдает, скучает и в итоге, пользуясь очередным отъездом жены на научную конференцию, заводит любовницу. Тут начинается история его метаний: с одной стороны, он чтит и любит жену, с другой – у его любовницы появляется ребенок, а затем начинаются послеродовые осложнения. Спасти женщину под силу только одному врачу – Анне, и Николай вынужден обратиться к ней за помощью. Тут-то все и открывается. Анна поступает в высшей степени благородно и как врач, и как человек, чего не скажешь о Николае, которому такой удар оказывается не по силам, и он стреляется.

Во второй серии у Анны, взявшей спасенную ею любовницу и ее ребенка под свою опеку, появляется новый муж, который также чувствует себя некомфорт­но рядом с сильной и независимой Анной. К тому же он увлекается азартными играми и не стесняется брать деньги у жены. Дело идет к разводу, несмотря на беременность Анны.

Главная героиня

Роль Анны в картине исполнила Вера Юренева, более известная как театральная актриса. Это третья ее работа в кинематографе. Как рассказала заместитель генерального директора Госфильмофонда Ольга Деревянкина, в Музее кино сохранились воспоминания Юреневой, но в них она, к сожалению, ни слова не сказала про свою игру в кино. 

"В газетах того времени называли эту картину современной, феминистской. Но прошла небольшая шумиха, и в итоге никакого влияния ни на кинематограф, ни на социальное положение женщины она, увы, не оказала", – говорит Ольга Деревянкина.

Мужья в кино и в жизни

В первой серии мужа Анны играет знаменитый актер Иван Мозжухин.

"Сперва они вместе довольно ладно сыграли в фильме "Обрыв", где и познакомились, – рассказала Деревянкина. – Во второй серии супругом героини выступает молодой актер Витольд Полонский. Это практически первая его роль".

По словам киноведа, в то время часто молодых артистов, приходивших в кинематограф и пока еще никак не проявивших свой талант, использовали как "фраковых актеров":

"Задача состояла в том, чтобы просто хорошо носить фрак. Нужно было, чтобы актер хорошо вошел в кадр, поклонился, поцеловал даме ручку и ушел. Такая роль отводилась Полонскому. Правда, в дальнейшем в его работах мы видим, что он растет, меняется, и в итоге ему удается найти свое достойное место на экране. Но, к сожалению, умер артист довольно рано – в 1919 году, в 40 лет".

Реальным же супругом Юреневой был Александр Вознесенский, написавший сценарий к этому фильму. Актриса участвовала во многих спектаклях по его пьесам и в нескольких кинофильмах в главных ролях.

Женщина-врач Анна Бецкая пользуется широкой популярностью и у больных, и в научном мире.

Женщина-врач Анна Бецкая пользуется широкой популярностью и у больных, и в научном мире.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фото:

Работа на износ

В то время режиссеры снимали за год сразу по многу картин, никак не три-четыре. Например, в 1914 году Петр Чардынин снял 14 фильмов, в 1915-м работал над тридцатью, в том числе над "Женщиной".

"Когда вы смотрите эти фильмы, надо понимать, что и режиссеры, и актеры были задействованы одновременно в безумном количестве съемок и бегали с одной площадки на другую. Так что их надо пожалеть, потому что это было физически очень тяжело. К тому же помимо кинематографа был театр, – рассказала Ольга Деревянкина. – Поэтому сегодня становится понятно, почему так много замечаний, в том числе и в прессе того времени. Но тогда старались выпускать как можно больше картин, зачастую жертвуя качеством".