Фильммейкеры из Южной Кореи продолжают осваивать новые жанры в формате сериалов и вслед за квестом на выживание и притчевого хоррора презентовали на Netflix научно-фантастический триллер о спутнике - но не том, который V, а о том, который земной.

В успешности корейской экспансии на все подключённые к Нетфликсу части света сомневаться уже не приходится (на звание нового хита уже вот прямо сейчас претендует шоу "Мы все мертвы", в котором авторы освоили зомби-апокалипсис, скрестив его с жанром young adult). Успешность телевизионной космической программы - отдельный вопрос.

О чем это? (Без спойлеров)
 
В относительно недалеком будущем вода становится практически самым ценным ресурсом Земли. Экологические катастрофы превращают голубую планету в протертый до засушливых проплешин шар. Новая кастовая система строится на квотах по распределению жидкости, и недовольный народ уже начинает роптать, помахивая в очередях пустыми пластиковыми канистрами.
Примерно в это время южнокорейское руководство вспоминает о существовании научной станции, работа которой могла бы поспособствовать разрешению кризиса. На станцию, закрытую несколько лет назад из-за таинственной утечки радиации, снаряжают специальную экспедицию с целью поиска и доставки не менее таинственного "образца". Помимо радиационной опасности миссия осложняется еще и тем, что станция находится на Луне.
 
Как получилось? (Со спойлерами)
 
"Я слетал бы с тобой на Луну и обратно, если бы ты стала моей крошкой", пели когда-то Savage Garden, но и нынче-то времена уже не те, а уж будущее и вовсе не обещает быть столь легким. Хоть пункт назначения космонавтов и находится на "светлой", то есть, видимой стороне Луны, вернуться обратно будет, конечно, совсем не просто.
 
Фильмов про полеты на Луну не было уже примерно столько же, сколько и самих полетов на Луну: из самого недавнего вспоминается "Человек на Луне" 2018 года, но тот был как раз про прошлое, а последним достойным образчиком лунной кинофанстастики был опус сына Дэвида Боуи Дункана Джонса "Луна 2112". ТВ-шоу, посвящённых этой теме, и вовсе не сыскать, хотя проект Apple TV+ под названием "Ради всего человечества", в жанре альтернативной истории повествующий о космической гонке, явно продемонстрировал интерес к теме.
Тем раздольнее, казалось бы, открывается пространство для тех, кто хотел бы запустить своё первое космическое шоу и более интересные междужанровые комбинации можно было бы опробовать, не испытывая давление хронометражных рамок полного метра.
 
Но создатели "Моря спокойствия" вовсе не стали замахиваться на весь космический простор сразу. Их интересовал лишь близкий космос - близкий до той степени камерности, что и Луна, на которой происходит практически все действие, воспринимается если не как второй "дом" (то есть, Земля), то как придомовая территория.
И этот акцент имеет ключевое значение. Потому что этот сериал, конечно, не про Луну, а про Землю. Землю, которую мы (почти) потеряли.
Страшная экологическая катастрофа, превратившая родную планету в обезвоженный катышек, ставит человечество на грань вымирания. Ни о каком космосе речи быть не может, если та самая "зелёная, зелёная трава" существует на Земле лишь в песнях. Но вернуть и ее, и шанс на выживание людям может исключительно вода. И очевидно, что искать ее будут на Луне.
 
Вся серьезность ситуации метафорически задается с первых кадров: корабль миссии падает на поверхность земного спутника, останавливаясь на краю огромной пропасти, экипаж выживает лишь чудом. Заброшенная научная станция становится последним оплотом надежды. И все 8 серий сезона внутри неё будет происходить отчаянная борьба за выживание.
Человечество против мироздания ("природа" - слишком земное понятие), люди против воды.
Обнаружение вожделенной субстанции, той самой, которая эквивалента жизни, хоть и случится не сразу, не станет моментальным решением всех проблем. Наоборот, "лунная вода" превратится в орудие возмездия, воздаянием за экологические грехи наши. Или, если говорить буквально, - вирусом.
 
Демонизированная лунная H2O обрушится на команду землян опасностью куда пострашнее радиации, с ветхозаветной мстительностью. Это вам не растаявшие втихомолку и иссохшие арктические льды и не засыпанные пластиком океаны. Эта вода убивает - причём с такой изощренной безжалостностью, какой только и достойны существа, убившие целую планету воды. На фоне водной вендетты меркнут все прочие побочные линии, нагнетающие атмосферу: и правительственные интриги, и происки наемников-охотников за ресурсами. Коридоры научной станции наполняются безысходностью, и авторы принимают абсолютно верное решение не усложнять сюжет дополнительными линиями, не замахиваться на множество тем сразу, а сфокусироваться на основном конфликте. Иногда действие как будто дразнит обещаниями более масштабного экшена, более сложной интриги, но ничего из этого так и не случится. Задним числом все обманутые ожидания играют лишь на пользу основному мотиву. Все человеческие конфликты, разборки и интриги - ничто перед конфликтом с природой. Особенно если природа наносит ответный удар.
 
Мысль авторов понятна: загубив собственную планету, мы не вправе надеяться, что нам выпадет второй шанс на возврат к прежней жизни. Единственной победой в борьбе с природой может быть итоговое согласие играть по ее правилам. Если теперь вода существует лишь как вирус, люди вынуждены будут адаптироваться к вирусу, жить с ним в симбиозе. Но не все так уж страшно - осознав этот факт и согласившись на это условие, человеческий вид обретает возможность жить дальше (и даже гулять по лунной поверхности без скафандров).
Сделав это открытие, герои "Моря спокойствия" и впрямь будто оживают ближе к концу сезона (что прозвучит немного парадоксально с учетом того, что выжить суждено немногим): чаще проявляются эмоции, персонажи начинают сопереживать друг другу, а не технически исполнять функции. Под конец мы даже увидим символическую слезу, пущенную из глаза в момент кульминационного откровения. Будущее за людьми (точнее, детьми) "лунной воды", которую в этом свете можно смело именовать, как в русских народных сказках, "живой водой". Метафора, конечно, не новая - нечто подобное обыгрывалось ещё в "Дюне" Фрэнка Херберта - но без отвлекающих факторов космооперы особенно доходчивая. И если бы живая лунная вода могла говорить, она вполне могла бы исполнить в финальных титрах песню Savage Garden.
 
Плюсы:
- отличная компьютерная графика с реалистичными лунными пейзажами;
- интересная научно-фантастическая концепция с актуальной экологической повесткой;
- сдержанная, согласно замыслу, игра актеров, без характерной для корейских актеров экспрессивной мимики.
 
Минусы:
- неторопливость действия, периодические обещания более динамичного экшена, которым не будет суждено сбыться;
- открытый финал, который можно понимать и метафорически и как задел на второй сезон в случае хороших рейтингов первого.