8 апреля в Москве впервые прошла Национальная анимационная премия «Икар». Дата выбрана неслучайно. Ведь 8 апреля 1912 года  состоялась премьера первого отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида» (режиссер Владислав Старевич).

Аниматор Константин Бронзит («Алёша Попович и Тугарин Змей»), в послужном списке которого уже имеются премии «Сезар», «Ника», «Золотой орёл» и номинация на «Оскар», взял главный приз за анимационный фильм «Мы не можем жить без космоса», он также стал лучшим режиссёром и сценаристом.

Рисованный 15-минутный мультфильм «Мы не можем жить без космоса» рассказывает о двух друзьях, мечтающих о космических полётах. Автор уверяет, что сам фильм не про космос, а про нечто большее. Узнать, о чём он, можно будет 12 апреля в 14:00 в кинотеатре «Космос», там аниматор сам представит свой фильм широкому зрителю. К сожалению, в Интернете мультфильм можно будет увидеть не раньше чем через год, поскольку фильм заявлен на фестивали в  Штутгарте, в Анси, в Мельбурне, в Портленде и в Кракове. И если мультфильм появится в Интернете, его снимут из конкурсной программы. 

– Я, как и многие мои коллеги, делаю фильмы для участия в фестивалях, – объясняет Бронзит Metro. – Но точно не для лайков в Интернете. Я пока берегу свой фильм от Интернета. Люди, которые выкладывают в Интернет фильмы, думают, что делают благое дело – популяризуют творчество авторов, но это иллюзия. Они губят многолетний труд. 

Поскольку премия «Икар» ещё только делает свои первые шаги, экспертный совет состоит всего из 35 человек, в частности туда входит и Бронзит (например, жюри «Ники» – 700 человек, а в «Оскаре – более 5 тыс.). Поэтому, каждый раз поднимаясь на сцену за наградой, Бронзит говорил: «Я за себя не голосовал».

– Для меня это принципиальный вопрос, – поделился Бронзит с Metro. – Мой фильм был выбран лучшим не потому, что я родился 12 апреля и премия проводится прямо перед Днём космонавтики, и не потому что я вхожу в жюри. Знаете, я участвую в голосовании академий «Ника», «Золотой орёл», «Оскар» и никогда не голосую за себя, хотя по регламенту премий это возможно.

Ранее Бронзит входил в Российский оскаровский комитет, но он покинул его по собственному желанию. 

– Я понял бессмысленность своего участия в Российском оскаровском комитете, – объяснил Бронзит. – Моё мнение не совпадало с мнением большинства, мой голос уходил в никуда. Я не был согласен с отобранными фильмами до «Левиафана». Так зачем мне под этим подписываться? 

По словам Бронзита, голосование на «Нике», «Золотом орле» и «Икаре» проходит следующим образом – высылаются бюллетени членам экспертного совета, высылаются ссылки для просмотра фильмов (под паролем, не для общего доступа), если разрешают авторы, то присылают диски с фильмами. Академики смотрят и голосуют. Первые три или пять фильмов, набравших большинство голосов, автоматически становятся номинантами. Дальше начинается финальные тур. Академики выбирают из номинантов. А лидер по количеству голосов становится лауреатом, который секретно записывается в заветный конвертик, который вскрывают на церемонии вручении наград.

– В принципе, на «Оскаре» проходит всё так же, – описывает процедуру голосования главной кинопремии мира Бронзит. – Все академики имеет право проголосовать во всех категориях. Я в этом году голосовал за фильм «Бёрдмэн» во всех основных категориях, который и победил. Есть один нюанс с категорией короткометражного анимационного и игрового кино. На «Оскаре» важно, чтобы академик присутствовал на показе. Только академик, который смотрел фильм на специальном показе, имеет право голосовать в первом туре. Поэтому я, как удалённый член академии, живущий в России и не имеющий возможности присутствовать на показе в Америке, не могу голосовать в самой интересной для себя категории. Я могу присоединиться только в последнем туре, где я должен сделать выбор из номинантов. Мне присылают диск с фильмами, я их смотрю и делаю выбор. 

Продолжая традицию фестиваля анимации в Суздале, на «Икаре» вручили почётную премию «Мастер» Инессе Ковалевской. На её мультфильмах («Бременские музыканты», «Катерок», «Как львёнок и черепаха пели песню») выросло не одно поколение. Получая свой приз, Ковалевская сказала:
– Делайте детские фильмы, тогда ваши работы будут помнить через 50 лет, как и мои.
На «Икаре» многие жаловались на нехватку денег в анимации (саму премию профинансировали студии анимации «Мастер-фильм», «Рики», «Мельница» и «Анимаккорд»), шутили, что российскому зрителю и анимации давно пора встретиться.

Но Константин Бронзит настроен более оптимистично:
– Анимация не теряла своего зрителя. Произошло деление на коммерческую мультипликацию («Маша и медведь», «Три Богатыря») и авторскую, которой я занимаюсь. К сожалению, сейчас авторская анимация не нужна ни телевидению, ни кинотеатрам. Слово «авторское» отпугивает обычных зрителей, как синоним «заумное». Авторское, потому что автор всё сделал сам. Это необязательно мрачный мультфильм. Вот на премии «Икар» были очень разные авторские работы – как весёлые, так и невесёлые. Анимация не обязательно должна быть детской. Вот, например, «Ёжик в тумане» или «Сказка сказок» Юрия Норштейна совсем не детский мультик, но его же помнят до сих пор.
 

Лауреаты 

Приз «Мастер»: Инесса Ковалевская 

Звукорежиссёр 

Артем Фадеев («Мужчина встречает женщину», «Брут») 

Актёр 

Николай Мироненко («Почему банан огрызается») 

Композитор 

Артем Фадеев («Мужчина встречает женщину») 

Фильм в кинопрокате 

«Три богатыря. Ход конем» (режиссер Константин Феоктистов) 

Сериал 

«Буквальные истории» (Школа-студия «ШАР») 

«Маша и медведь» (студия «Анимаккорд») 

Продюсер 

Любовь Гайдукова («Мужчина встречает женщину», «Брут», «Почему банан огрызается», «Буквальные истории») 

Персонаж 

Вася, рекламщик бананов («Почему банан огрызается», художники-постановщики Светлана Разгуляева, Анна Романова) 

Художник 

Анна Карпова («Мужчина встречает женщину») 

Сценарист 

Константин Бронзит («Мы не можем жить без космоса») 

Аниматор 

Рим Шарафутдинов («Ни пуха, ни пера») 

Режиссёр 

Константин Бронзит («Мы не можем жить без космоса») 

Фильм 

«Мы не можем жить без космоса» (режиссер Константин Бронзит)