18 ноября 2009 года. Париж. Ответный стыковой матч отборочного турнира к чемпионату мира между сборными Франции и Ирландии. Разъярённый ирландский голкипер Шей Гивен бежит в сторону арбитра Мартина Ханссона и обрушивает на него трёхэтажный мат. Только что судья засчитал гол Франции, забитый после игры рукой форварда Тьерри Анри. Этот мяч лишил голкипера Гивена последней возможности сыграть на чемпионате мира. Он тащил Ирландию на протяжении всего цикла, выглядел непробиваемой стеной и как никто другой был достоин поездки в ЮАР-2010. Вместо этого Шею оставалось сидеть на холодном газоне "Стад де Франс", обхватив голову обеими руками, и плакать, уставившись в хмурое парижское небо. Не успев отойти от поражения нашей сборной в Мариборе, я начал реветь вместе с ним, а образ проигравшего, но не побеждённого Гивена навсегда врезался мне в память.

Вратарь сборной Ирландии Шей Гивен во время матча с Францией.

Вратарь сборной Ирландии Шей Гивен во время матча с Францией.

Getty

Фото:

23 марта 2018 года. Манчестер. Ежегодное благотварительное мероприятие Sport Relief. Поезд прибыл на родину "Манчестер Юнайтед" и "Манчестер Сити", а также культовой музыкальной банды Oasis. В этот день в Англии проходил крупнейший телемарафон от BBC – Sport Relief, который направлен на сбор средств на благотворительность в прямом эфире. Среди участников самые известные спортсмены Англии. Селебрити участвуют в нелепых скетчах, примеривают на себя образы из популярных сериалов, а также соревнуются в дурацких челленджах. При этом мероприятия проходят как в телевизионных студиях, так и на улицах Манчестера. Главное, чтобы как можно больше телезрителей отправили пожертвования в соответствующий фонд.

Прогуливаясь рядом с "Олд Траффорд", я заприметил импровизированную футбольную площадку. Аура вокруг "Театра мечты" сама подтолкнула показать класс местным поклонникам Эрика Кантона и Джорджа Беста. Каково было моё удивление, когда на воротах я увидел не грузного английского паренька, а легенду сборной Ирландии и "Ньюкасла" Шея Гивена. Ирландец за символическое пожертвование на благотворительность отражал удары всех желающих. Всё это оказалось одним из аттракционов, проводимых в рамках Sport Relief. Нельзя было упускать возможности встать лицом к лицу с человеком, из-за которого я девять лет назад лил слёзы. Пожертвовав 2 фунта, я начал готовиться к удару, разогревая мышцы, но в голове уже прокручивал встречу с кумиром детства.

Признаться честно, я всегда плохо бил пенальти, но тут не имел права на ошибку. Иначе о чём потом рассказывать детям и внукам? Перед ударом я проделал все традиционные ритуалы – медленно подошёл к мячу, установил его ниппелем вверх и поцеловал на удачу. Мои приготовления не на шутку рассмешили Гивена. Шей даже попросил меня быть чуть полегче. Внутри сразу стало спокойно. "Кажется, он действительно хороший парень", – подумал я. Впрочем, самому мне всё же было не до смеха. В начале разбега я посмотрел в левый от себя угол, дал Шею понять, что пробью именно туда, а сам направил мяч точно по центру. Кажется, ирландец меня недооценил и купился на нехитрый трюк – он сделал приставной шаг вправо, снаряд же прошел в сантиметрах от его левой ноги. "Oh no!" – крикнул Гивен, увидев мяч в сетке. Потом рукопожатие и крепкие объятия. Мечта исполнена!

 


Впрочем, рассказ вовсе не о пенальти, а о том, как Гивен превратил самую большую утрату в своей жизни в её главную цель. 41-летний вратарь отражал удары прохожих на протяжении пяти часов подряд и планировал делать это до самого вечера. Он не жалел ни времени, ни сил, чтобы как можно больше людей сделали пожертвования. Благодаря подобным акциям в Англии было собрано более 38 миллионов для нуждающихся. Каждый из этих фунтов Шей воспринимал как личную победу.

Мать Гивена умерла от рака, когда ему было всего четыре года. Её можно было спасти, но болезнь в Англии 70-х годов считалась практически неизлечимой, а денег на дорогостоящее лечение у семьи не оказалось. "Женщина, которую я почти не помню, но мама, которую я никогда не забуду", – писал футболист в автобиографии. Став суперзвездой, ирландец решил положить жизнь на помощь онкобольным. Он никогда не отказывался от участия в благотворительных акциях и сам регулярно делал пожертвования.

В ноябре 2009 года мне, 14-летнему пацану, казалось, что футбол – это всё, а непопадание на чемпионат мира – величайшая трагедия. Как сильно я ошибался… Да, Гивен так и не сыграл на мировом первенстве, но зато прожил жизнь так, что мать могла бы им гордиться. Возможно, устремив взгляд в парижское хмурое небо, ирландец думал вовсе не об участии на мундиале, а обращался за поддержкой к любимой маме, которую он почти не помнит, но никогда не забудет.