9 февраля 1881 года скончался один из величайших русских писателей – Фёдор Михайлович Достоевский. В начале января 1881 года, при встрече с Д. В. Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы, сообщает "Википедия". 26 января (7 февраля) 1881 года сестра писателя Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться в пользу сестёр от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной. Дочь писателя Л. Ф. Достоевская вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, что этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни. Через два дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался.

Когда я был молодым, великая русская литература в определённом смысле заменяла мне религию.  Достоевского я обожал, тем паче что он был под запрещением.  В школьной программе тех времён о нём не упоминали. Книги его тогда не издавались, но в библиотеке моего отца было несколько его романов и том с его "Заметками". Я в те дни упивался его гениальными романами "Бедные люди", "Преступление и наказание", "Идиот" и, наконец, "Братья Карамазовы"...
Но вот прошли годы, я стал христианином, а потом и священником. И, разумеется, интерес к беллетристике во мне увял. Я уже много лет никаких романов не читаю, и моё мнение о Достоевском изменилось. Теперь я вот что о нём думаю...      

В своё время, попав на каторгу, он совершенно искренне обратился ко Христу, но полнейшего переустройства души, как того требует  от нас Евангелие, у него не получилось. Он просто-напросто сменил одни идеалы на другие. А смолоду он усвоил, что с помощью беллетристки можно и надобно пропагандировать либеральные идеи – так их всех учил Белинский.

И вот Достоевский до самого конца жизни искренне полагал, что и Христа вполне уместно проповедовать посредством занимательного светского чтения...

Не так давно я нашёл подтверждение своим мыслям у Константина Леонтьева. 24 мая 1891 года он писал В. В. Розанову: "Лет 6 тому назад Соловьёв, почти тотчас же вслед за произнесением где-то трёх речей в пользу Достоевского (где, между прочим, он возражал и мне на мою критику пушкинской речи Достоевского и утверждал, что христианство Достоевского было настоящее, святоотеческое), написал мне письмо, в котором есть следующее, весьма злое место о том же самом Фёдоре Михайловиче: "Достоевский горячо верил в существование религии и нередко рассматривал её в подзорную трубу, как отдалённый предмет, но стать на действительно религиозную почву никогда не умел". По-моему, это злая и печальная правда. По моему глубочайшему убеждению, это суждение относится не только к Достоевскому, но и ко всем русским литераторам, которые полагали (да и теперь полагают), что подлинное христианство совместимо с так называемым художественным творчеством.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.