В первой половине 2000-х рынок первичной недвижимости в России был ещё в зародыше. Не существовало особых гарантий для потребителя, вкладывающегося в стройку, что привело к появлению проблемы обманутых дольщиков. Не было разделения доступного жилья на эконом-класс и комфорт-сегмент. Это произошло только в кризис 2008-09 годов. Массовый покупатель не мог рассчитывать на ипотеку. Она выдавалась под высокие проценты и не стала в то время стандартным банковским продуктом. С тех пор всё изменилось: как со стороны застройщиков и банков, так и в характере самих потребителей. Metro, со слов специалистов в области недвижимости, составляет портрет типичного покупателя жилья в 2017 году.

1.     Помолодели. Ещё несколько лет назад, не говоря уже о начале 2000-х, среднестатистический покупатель был существенно старше. В кризис 2008 года средний возраст составлял 45 лет, в 2012-13 годах держался на уровне сорока. Теперь покупатель помолодел до тридцати пяти.

2.     Стали разборчивее. Пятнадцать лет назад выбор новостроек был очень ограничен. После кризиса 2008-09 годов в России начался строительный бум. Теперь альтернатив масса даже в рамках небольших по размеру локаций, где застройщики возводят конкурирующие между собой объекты. Люди выбирают не только дом, в котором хотели бы жить, но и самого застройщика. Пытаются оценить его надёжность, читают новости, связанные с компанией, изучают её историю, заходят и активно общаются на форумах, созданных будущими жильцами новых домов. Самые сведущие даже просматривают и анализируют всю документацию, которую может предоставить застройщик, приезжают на место строительства раз в какой-то период и разговаривают с рабочими.

3.     Больше внимания обращают на инфраструктуру. Сегодня покупатели прекрасно понимают, что берут не только сам дом с детскими площадками и паркингом, но и всю сопутствующую обстановку. Школы, детские сады, транспорт, близость к метро, возможность сократить путь до работы, экология района, торговые центры, салоны красоты и магазины – все эти факторы играют зачастую большую роль, чем планировка и отделка.

4.     Экономят. Соотношение цена/качество перестало быть просто красивым сочетанием слов. Кризис 2014-15 годов больше своего “предшественника” 2008-09-го научил присматриваться к акциям, специальным предложениям, скидкам. Люди берут квартиры с отделкой, чтобы не вкладываться в дорогой ремонт.

5.     Не готовы ждать. В 2000-х квартиры активно раскупались на уровне котлована. Теперь застройщики фиксируют повышенный спрос на готовое жильё или жильё в высокой степени готовности. Несмотря на тенденцию к экономии, многие покупатели уверены, что лучше переплатить, чем ждать два-три года до даты достройки своего дома.

6.     Женщин больше. Типичным покупателем жилья в 2000-х был мужчина 40-45 лет. Теперь, как говорят застройщики, женщины составляют более половины покупателей – в среднем 55%.