Музыканты, стремящиеся избавиться от диктата звукозаписывающих компаний, прикипели к краудфандингу – сбору денег от сочувствующих в Интернете. Они размещают свои проекты и указывают необходимую сумму, а остальное дело – за меломанами. Счет западных, в первую очередь американских, успешных кампаний идет на сотни. В России дорожку на Kickstarter, ведущий портал в данном сегменте, прокладывает петербургская группа iamthemorning, сочетающая прогрессив-рок, неоклассику, этнику и женский вокал. Участникам дуэта удалось не только собрать более 5 тысяч фунтов при изначальной ставке в 2,4 тысячи, но и обзавестись известным звукорежиссером. Британец Марсель ван Лимбек, возглавивший сбор пожертвований на Kickstarter, уже два десятка лет работает с певицей Тори Эймос. Однажды он услышал дебютный альбом молодого коллектива из Санкт-Петербурга и предложил им работать вместе над их следующей пластинкой, вспоминают музыканты.

– Наш альбом к Марселю попал совершенно случайно - моя подруга училась у него на курсах звукорежиссуры в Лондоне и просто дала ему послушать на досуге, – рассказала Metro Марьяна, вокалистка коллектива. – Он послушал и проникся, а спустя несколько дней мне пришло письмо в духе "Привет из Лондона! Марьяна, я послушал ваш первый альбом и понял, что хотел бы помочь вам выпустить второй". Идея запустить кампанию на Kickstarter у нас была давно - это обусловлено в первую очередь тем, что на данный момент наша аудитория зарубежом количеством явно превышает русскую - но не было возможности это сделать. Я упомянула это как-то в разговоре с Марселем, и он предложил помочь нам ещё и с этим

Как отмечает Марьяна, изначальная планка была «заведомо низкой» – и группа для успешной работы в лондонской студии очень надеется «дотянуть до 7 тыс. фунтов». Самый популярный взнос – 20 фунтов. В основном деньги «сдают» иностранцы. От того, есть ли у коллектива аудитория за рубежом, и зависит успешность любой кампании.

– Поскольку Kickstarter – площадка глобальная, там очень высокая конкуренция, туда стягиваются музыкальные проекты со всего мира, и надо постараться, чтобы предложить людям что-то действительно необычное, – говорит Марьяна.

До сих пор российские исполнители предпочитали искать финансирование на родине. С Kickstarter комфортно работать американцам и британцам – для регистрации проекта нужно гражданство одной из стран.

В 2012 году на разные проекты – от музыкальных до научных – на портале удалось собрать в общей сложности 274 млн долларов. Правда, как указывает Майкл Вулф, аналитик NextMarket Insights, денежный запал жертвующих постепенно спадает.

– Это характерно для любой новой идеи, – рассказывает Вулф. – Если она хороша, то быстро находит сторонников, но затем, по мере того как сервис становится более зрелым, темпы роста ее популярности постепенно снижаются.