Ещё один российский туроператор приостановил сегодня свою деятельность – компания "Южный Крест Трэвел" заявила о своём банкротстве. Как сообщают Вести, минимум 10 тысяч клиентов турфирмы узнали об этом, будучи за рубежом и не имея на руках обратных билетов. Этот лишь один случай из целого ряда инцидентов, когда россияне обнаруживали, что офисы компаний, которые ещё вчера продавали путёвки, закрывались.

Причиной кризиса стал демпинг на российском рынке, уверен руководитель туркомпании "МОСКВА-ТУР" Евгений Шведов. Крупные компании продавали путёвки по "ходовым" направлениям ниже себестоимости, ввергая мелкие компании в долги. "Эти долги наращивались в течение многих лет, какое-то время их покрывали предоплатами, но наступил момент, когда и это перестало работать", – сообщил он Metro. По словам Шведова, основная вина лежит на плечах антимонопольных органов, которые не отреагировали вовремя. "Свою лепту внесли и авиакомпании, которые настойчиво предлагали туроператорам значительные блоки мест. В результате некоторая часть компаний обанкротилась", – заключил эксперт.

Определённую роль в нагнетании обстановки сыграли СМИ. Напуганные новостями о банкротстве "Невы", "Лабиринта" и других крупных туроператоров, россияне стали с подозрением относиться к услугам посредников. В результате объёмы предоплаты уменьшились, что скосило ещё ряд менее устойчивых туроператоров.

Однако, по мнению эксперта, опасения преувеличены: с начала лета пострадало менее 1% оборота рынка. Это подтверждают данные Ростуризма.

– Всего в России действует порядка 4300 туроператоров, из них примерно 1700 компаний занимаются выездным туризмом (т.е. ориентированы на поездки за рубеж – Прим. ред.). С июля закрылось около 15 фирм, – сообщила Metro глава пресс-службы Федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова, добавив, что ситуацию можно рассматривать как "санацию рынка" – ушли компании, которые обросли долгами или изначально не имели достаточной суммы страхового покрытия.

Однако едва ли это может послужить утешением для тех, кто остался за рубежом по вине разорившихся фирм. Эксперты сходятся во мнении, что существующее законодательство требует изменений.

– Сейчас действуют облегчённые финансовые гарантии, которые облегчают жизнь крупным компаниям. Они могут отправлять десятки тысяч туристов в год и иметь гарантии 50-100 миллионов рублей, в то время как мелкие компании отправляют, условно говоря, сто туристов с гарантией 30 миллионов рублей, – рассказал Шведов. – Поэтому главное изменение должно заключаться в том, чтобы страхование было закреплено за каждым отдельно взятым туристом, а не целой компанией. Тогда мы будем существовать в равных условиях, а каждый путешественник будет надёжно защищён.

– Перед всем российским турбизнесом сейчас стоит большая задача вернуть доверие, – сообщила Щеголькова. – Определённые законодательные меры были приняты ещё в мае прошлого года. Если бы не Фонд турпомощи, не понятно, как бы мы вывозили туристов из-за рубежа. А ведь против его создания выступали очень многие туристические фирмы.

Однако, как показала ситуация, одного Фонда турпомощи недостаточно. По словам представителя Ростуризма, обновлённый законопроект уже находится в разработке и может увидеть свет в ближайшие дни. В экспертный совет, помимо игроков турбизнеса, вошли представители Центрального банка, Министерства транспорта, Росавиации и других вовлечённых министерств.  Предполагается, что законопроект будет направлен на защиту прав выездных туристов, а также предложит более серьёзные условия для вхождения на рынок. Напомним, что в настоящий момент деятельность туристических агентств не требует лицензирования. Это создаёт риск возникновения фирм-однодневок.

Пока же туристические компании борются с кризисом своими силами. К примеру, "МОСКВА-ТУР" исключила убыточное направление Египет и сосредоточилась на продаже туров и авиабилетов в Таиланд, где ежегодно отдыхают сотни тысяч туристов из России.