Вы уже почувствовали, что вам 50?

- Пока еще нет. Какие пятьдесят? Мне все еще тридцать! Но вот, когда мои друзья соберутся, вот тогда я, наверное, почувствую.

Вы не сравниваете себя с отцом в таком же возрасте? Чего он достиг, а чего вы…

- Нет, Но если вы хотите, я попробую, Я помню, когда отмечали его 50 лет. Это было во МХАТе на Тверском бульваре. Даже фотокарточки есть. Там и мама, и сестра, и я, и дедушка. В нижнем буфете, где сейчас ресторан «Джонка»… Я помню, у него был костюм очень модный по тем временам, с широкими лацканами. Он к тому времени был главным режиссером главного театра страны. Я на такое даже не претендую. Я об этом даже не думаю, потому что я не хочу быть руководителем. Я побывал руководителем в начале своей карьеры, некоторое время поотвечал за людей и мне не очень понравилось.

С какой стати я вдруг отвечаю за людей?! Поставить спектакль для меня – это одно, а вот эти взаимоотношения эти амбиции… В коллективе очень много такого неприятного… бытовухи. Потом отец не снимался так много, как я. Но в театре он был, конечно, реформатор. У меня есть сейчас театральный проект, но я как суеверный человек, не буду рассказывать.

Мне кажется, что вы, в определенном смысле, тоже реформатор.

- Чего я реформировал-то? На эстраде? Но там ничего нового нет. Скорее хорошо забытое старое – утром в газете, вечером в куплете! Если мы говорим о проекте «Гражданин хороший».

Вас больше знают именно по таким проектам, по ролям в кино, по ролям телевизионным…

- Люди меньше знают меня – театрального артиста. Потому что театр меньше людей посещает. Но если бы не было моего театрального опыта, то было бы гораздо хуже.

Есть разница между Михаилом Ефремовым в кино, на эстраде и Михаилом Ефремовым театральным?

- Я надеюсь, что я разный. То, что вы меня знаете по ролям, это одно, то, что вы меня знаете по программам – это другое. А театр – это вообще другой мир. Я недавно узнал о том, что в театр ходят меньше одного процента людей. И так я расстроен, честно говоря.

В каких фильмах было интереснее всего сниматься?

- Да во всех. Я думаю, что в кино самое главное люди. Ты знакомишься с огромным количеством новых людей. Разные группы, разные режиссеры, разные операторы, по-разному смотрящие на жизнь, с разными политическими воззрениями. А в театре – это литература. Там малый круг людей – актеров и режиссеров – и литература. Да в кино, конечно, 50 процентов успеха фильма – это сценарий. Но главный, все-таки, режиссер, который берет этот сценарий.

Какая жизнь вам ближе, «киношная» или театральная?

- Конечно, ближе театр. Потому что в театре ты находишься перед зрителями. Кино – это искусство режиссера, а театр – это искусство актера. Я понимаю, что 21-ый век продолжается такой революцией режиссуры в театре. В спектакле "трех сестрах" одну из сестер играл робот… Но пока это напоминает тамагочи… живого актера заменить невозможно. Я вообще думаю, что театр – самое древнее искусство. Может живопись еще. Потому что театр возник тогда, когда язык появлялся. К театральным ролям более серьезное отношение, мы долго репетируем – по 2-3 месяца.

За вами закрепилось реноме балагура, дебошира… На сколько это соответствует действительности?

- Да я уже 50 лет работаю на это реноме. Как-то соответствует, конечно… Потому что я не могу сказать, что я молчаливый аскет. Скорее наоборот. Поскольку у меня характер не молчаливый и не аскетичный, наверно, похоже. Но, я думаю, что по поводу моей связи с алкогольными напитками, все-таки, больше преувеличения, большее надежд на меня, что я могу столько выжрать.

У кого такая надежда?

- У журналистов, как я понимаю. Потому, что живопишут это все в средствах массовой информации. Но, поверьте, если б я столько мог, я бы столько не мог работать. Бывают какие-то отдыхи, но я тоже не назову это запоем. Запой - я все-таки предложу прийти и посмотреть, что это такое. Вот! Чтобы вот этот вопрос выкинуть, приходите на «Запой», там все поймете сами. Вот это правильный ответ на вопрос об алкоголе! Приходите на «Запой», участвуйте в «запое» и все поймете сами!

Что вы уже никогда не сможете сделать в вашем возрасте?

- Ну, Ромео не сыграю – это стопудово, правда, я никогда и не хотел особо. И в футбол я уже не сыграю. Ни в футбол, ни в хоккей на профессиональном уровне уже не сыграю никогда.

А хотелось?

- Не хотелось. Но это же мечта любого пацана. Я иногда даже перед сном так думаю, вот как бы я вышел. Многие думают, как они Оскар получают, а я нет. Мне хотя б за «Шинник», за что угодно. Поскольку я футбольный болельщик и больше всего люблю смотреть футбол по телевизору, даже когда не играет «Спартак», все равно мне нравится смотреть футбол. А еще, но это только пару раз хотелось – хотелось побыть тренером. Ди Матео или Карпиным. Стоять так «эй-эй» - что ни будь кричать. Замену вызвать, мол, иди разминайся. Мне очень интересно. Там такой закрытый мир.

Хотите сыграть тренера?

- Нет, нет. Тренера уже замечательно сыграл Олег Евгеньевич Меньшиков! Я такой болельщик, что после гола встаю и бегаю, но я еще вижу со стороны, как стоят тренеры, как качается Слуцкий. Для меня это такой мир закрытый, куда очень трудно попасть, поэтому мне очень интересно там побывать.

Вы много раз были женаты. Скажите, как человек опытный, чего хотят женщины?

- Да хрен их знает. Иногда кажется, что они хотят всего, иногда кажется, что они не хотят ничего. Потом оказывается, что, когда тебе казалось, что они хотели всего, они не хотели ничего, а когда ты думал, что они не хотели ничего, в это время они всего хотели. Загадочные существа, и ни фига я их не разгадал со своей большой биографией женитьб. Не знаю. Банальные ответы давать..., но они банальные. И не хочу ими даже пользоваться. Потому что мои женщины не были банальными – шуба, машина, квартира – мои дамы от этого далеки. Женщины, конечно, хотят внимания.

Если бы мне предстояло играть вас на сцене, какие советы вы бы мне дали, и что я должен знать о вас?

- В первую очередь – побрейтесь – у меня так борода не растет. У меня татарская такая борода, потому что я чуваш. А во-вторых – голос нужно будет сорвать. Я ору. Я вообще очень громко разговариваю, эмоционально и людям кажется, что я на них ору. А я просто очень увлекся и эмоционально говорю. Что еще? Я отношусь к тем, кто переносит тяжести бегом. Не люблю я, когда долго и тяжело. И конечно, нельзя говорить серьезно ни о чем. То есть говорить серьезно, но виду не подавать, что был серьезен.

Что еще мне нужно знать?

- Нужно знать таблицу чемпионата России по футболу. Всех игроков «Спартака» московского обязательно. Знать детей, шесть человек, как зовут. Жену зовут Соня. Если бы не она, то мне кранты, я бы не дожил до 50 лет. Вот как только Соня 11 лет назад сказала мне: «Миша, Мишенька, тебе же скоро 40 лет, возьми себя в руки», я и взял себя в руки. Какие-то вопросы у вас…, не получается отшутиться.

А хочется отшутится?

- Да. Но через полчаса это уже будет неправдой все, что я сказал, все изменяется.

Вы веселый человек?

- Я разный.

Есть люди, которые постоянно шутят, лишь бы не говорить серьезно…

- Да. Мне легче так. Серьезно я могу говорит по работе. Я не думаю, что это как-то плохо.

Какие пожелания вы хотели бы услышать в свой день рождения, чтоб они сбылись?

- Это ж просто. Это все исходит из триады «Гражданина поэта» - любви, свободы и бабла! Хотя… и любовь у меня есть – Софья моя. Свобода, в принципе, есть – она зависит от меня, а не от кого-то. Да и бабло… грех жаловаться, с голоду же не умираем. Хотелось бы, конечно, пару скважин, но кто ж мне их даст.