Сегодня стало известно, что театры смогут открыть свои двери осенью. Точных рекомендаций по их работе после выхода с карантина Роспотребнадзор ещё не выдавал, но ранее министр культуры РФ Ольга Любимова озвучила часть новых правил – "шахматная рассадка" зрителей, соблюдение социальной дистанции. Metro расспросило директоров музыкальных театров, чьи постановки подразумевают участие огромного количества артистов, статистов и музыкантов, насколько они готовы к "посткарантинным" реалиям, сможем ли мы теперь наслаждаться грандиозными операми, балетами и мюзиклами и стоит ли ждать повышения цен на билеты.
 

Обновлённый зал театра Berliner Ensemble.

Обновлённый зал театра Berliner Ensemble.

www.instagram.com/blnensemble/, "Metro"

Фото:

Дмитрий Сибирцев, директор театра "Новая опера"

"Шахматная" рассадка зрителей
Я предвижу, что первое время зрители сами будут проявлять осторожность. И вполне возможно, что то количество людей, которое поначалу будет приходить в театр, позволит их рассаживать с соблюдением норм социальной дистанции.

Социальная дистанция для артистов и музыкантов
Мы будем работать в тех условиях, которые нам будут предложены. Что касается работы музыкантов, то существует достаточно большое количество произведений, в которых занят не весь состав оркестра. Возможно, нам придётся на какое-то время отказаться от исполнений опер Вагнера, Рихарда Штрауса. При этом произведения Моцарта, Россини подразумевают количество инструментов, которые смогут разместиться в яме на достаточно приличном расстоянии. Есть варианты различных концертных программ.

Другой вопрос с артистами хора, не очень понятно, как они будут взаимодействовать в массовых сценах. Будем придумывать что-то.

В любом случае мы очень ждём начала работы. Все наши артисты безумно соскучились по сцене, потому что никакие домашние репетиции не заменят живого общения с залом. Новый сезон у нас юбилейный, и нам бы очень хотелось провести его на особом подъёме. Нет такой ситуации, с которой наш театр не справился бы.

Цены на билеты
Мы не будем повышать цены на билеты.
 

Сцена из оперы "Фауст", которая по новым правилам нарушает норму социальной дистанции.

Сцена из оперы "Фауст", которая по новым правилам нарушает норму социальной дистанции.

Сайт театра "Новая опера", "Metro"

Фото:


Дмитрий Богачёв, театральный продюсер, глава компании "Бродвей Москва" ("Очень смешная комедия о том, как шоу пошло не так", "Комедия о том, как банк грабили")

"Шахматная" рассадка зрителей
Идея "шахматной" рассадки обсуждалась ведущими театрально-концертными организациями в Европе несколько недель назад. В результате анализа эксперты пришли к выводу, что "шахматная" рассадка в том виде, в каком её сейчас предлагает наше Министерство культуры, не добавляет ничего к безопасности зрителей в отличие от использования масок и дезинфекции помещений театра. Введение этой меры создаёт видимость предоставления театрам и концертным организациям возможности работы со зрителями, а по факту делает деятельность значительной части этих организаций либо до абсурда ущербной, либо попросту невозможной.

Во-первых, как легко посчитать, что если расстояние между подлокотниками соседних кресел полметра, а между рядами 70 сантиметров, то при "шахматной" рассадке зрителей будет разделять по диагонали всего 86 сантиметров, что никак не решает вопрос предписанной социальной дистанции. Такая рассадка при этом разделит группы зрителей, пришедших вместе, например семьи.

Во-вторых, "шахматная" рассадка касается только зрителей и никак не решает вопроса контактов между актёрами на сцене и музыкантами в оркестровой яме, а это проблема большинства музыкальных театров.

В-третьих, очевидны двойные стандарты, которые лишь подчёркивают бессмысленность и бесперспективность этой меры: если в самолётах и поездах разрешена обычная рассадка пассажиров, которые проводят рядом друг с другом не два-три, а от четырёх до десяти часов, и количество таких пассажиров по стране измеряется сотнями тысяч в день, то делать при этом из театров "островки безопасности" представляется какой-то имитацией социальной ответственности.

Я обсуждал этот вопрос со многими известными и авторитетными руководителями государственных и частных театров и концертных залов, а также общественными организациями в области исполнительских искусств. Позиция едина: если к началу сентября эпидемиологическая ситуация будет оставаться сложной, лучше открыть наши залы для зрителей на пару недель позже, чем маяться месяцами с непродуманными мерами, спущенными сверху и подменяющими собой реальные меры безопасности, такие, как дезинфекция помещений и ношение масок. Эту позицию разделяют и многие представители власти.

Надеюсь, что чиновники не будут принимать поспешных решений и прислушаются к представителям культуры, к профессиональному сообществу, к тем специалистам, кто точно знает, как устроен театр или концертный зал изнутри, и работает со зрителями ежедневно десятилетиями.

Впрочем, если речь идёт именно о "шахматной" рассадке, а не о "шашечной", то всё не так плохо.
 

Музыканты Московского театра мюзикла.

Музыканты Московского театра мюзикла.

Пресс-служба театра, "Metro"

Фото:

Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского театра мюзикла

Рассадка зрителей в "шахматном" порядке
Я не вижу проблем с рассадкой зрителей с технической точки зрения. Другое дело, что такая рассадка сильно сокращает доходы. И если федеральные государственные театры с этими потерями справятся, то частные площадки, такие, как Московский театр мюзикла, такого себе позволить не могут. Минимальная заполняемость зала, которая позволяет нам не работать себе в убыток, – 60%, при рассадке в "шахматном" порядке у нас таких цифр уже не будет. Но в любом случае мы будем выполнять все предписания Роспотребнадзора.

Социальная дистанция для артистов и музыкантов
На этот вопрос у нас пока нет ответов. Мюзикл подразумевает большое количество артистов на сцене, которые взаимодействуют друг с другом. Большой вопрос возникает и с работой оркестра. В нашем театре оркестровая яма недостаточно велика, чтобы все наши 18 музыкантов были размещены согласно нормам медицинской безопасности.
Чтобы соблюсти все правила, мы попробуем подбирать соответствующий репертуар. Например, сможем играть спектакль "Пиаф. Синатра", посвящённый двум великим исполнителям, постараемся минимизировать тактильный контакт между артистами, посадим оркестр на сцене.

Очевидно, что полноценная работа театра восстановится, только когда все ограничения будут сняты.

Цена на билеты
Мы не собираемся повышать цены на билеты. Да, наш театр понёс серьёзный урон за 2,5 месяца простоя – порядка 200 с лишним миллионов рублей. Но мы понимаем, что люди выйдут с карантина в сложном финансовом положении и экономическая ситуация в стране не предвещает ничего хорошего, поэтому повышать цены – это безумие. Хорошо бы их удержать на прежнем уровне.

Для нас сейчас самое главное – начать работать. Важно, чтобы зритель вернулся, а для этого нужно, чтобы люди чувствовали себя в театре безопасно. Со своей стороны мы будем делать всё возможное для этого – проводить дезинфекцию, дополнительные уборки, мерить температуру на входе. В первую очередь мы ориентируемся на безопасность зрителей.

 

Сцена из мюзикла "Доходное место" тоже теперь "вне закона".

Сцена из мюзикла "Доходное место" тоже теперь "вне закона".

Пресс-служба Московского театра оперетты, "Metro"

Фото:


Владимир Тартаковский, генеральный директор Московского государственного академического театра оперетты

Рассадка зрителей в "шахматном" порядке
Я не уверен, что новые правила рассадки зрителей сыграют большую роль в разрешении ситуации с деятельностью театров в связи с пандемией. Дело не в том, что доход театра уменьшится в 3-4 раза. Ведь в зрительном зале невозможно демонтировать кресла и, следовательно, люди, проходя на своё место, всё равно будут контактировать друг с другом. А как избежать их контактов в фойе, буфете, гардеробе или при входе в театр? Да и приезжать в театр большинство из них будут на общественном транспорте.

Маски в данной ситуации тоже не являются панацеей, ведь артисты физически не смогут в них играть спектакль, а оркестровая яма театра не позволяет рассаживать музыкантов с учетом "социальной дистанции". К тому же, ни для кого не является секретом, что во многих старых зданиях театров недостаточная вентиляция, поэтому трёхчасовой спектакль в индивидуальных средствах защиты зрители просто могут не выдержать.

Мне кажется, что самым разумным будет дождаться момента, когда театры смогут полноценно работать, а зрители – нормально посещать спектакли.

Что касается Московского театра оперетты, то мы собираемся начать работу в августе. Будем репетировать, ведь труппа должна восстановить форму. Предстоит огромная работа. Надеемся, что в сентябре, если позволит ситуация, зрители уже смогут приходить на наши спектакли. К сожалению, придётся перенести сроки предстоящих премьер. Мюзикл "Куртизанка", который мы должны были выпустить в июне 2020, теперь планируем на февраль 2021. Соответственно, остальные премьеры придётся тоже передвинуть. Но несмотря ни на что, мы полны творческих планов, а как только угроза вируса пройдет, мы начнём активный сезон и будем радовать наших поклонников своим творчеством. Ждём вас в нашем театре.

Цены на билеты
Мы не планируем менять цены на билеты.