В Петербурге состоялся предпермьерный показ фильма "Союз спасения" - кинолента рассказывает о событиях 1825 года, когда на Сенатскую площадь вышли декабристы с солдатами, которые так и не приняли восхождения на престол нового царя Николая.

"Союз спасения" - довольно звездный фильм по своему составу. В их числе - Максим Матвеев, который сыграл князя Сергея Трубецкого. Его герой - один из самых противоречивых. Будучи в составе революционеров, в решающий момент он скрывается за дверями своего дома, когда на площади началась стрельба.

Максим Матвеев накануне предпремьерного показа дал интервью Metro и рассказал, в чем видит параллели фильма с современными событиями, почему Елизавету Боярскую он считает настоящей женой декабриста и когда наконец посмотрит полностью "Союз спасения".

- Максим, уже видели готовую киноленту, готовы делиться впечатлениями?

- Нет, фильм целиком я не видел. Это моя особенность - я никогда не смотрю фильм на премьере, мне сложно расслабиться и получить какие-то ощущения, потому что я думаю обо всем, кроме фильма - о зрителях, сидящих в зале, о своих родных, которые пришли, все ли у них хорошо. Я только сижу и нервничаю. Я всегда прихожу, когда "спадет нерв" от премьеры, и спокойно смотрю.

- Тогда вернемся в начало. Вас пригласили играть в "очередной исторический фильм" (которых сейчас много). Как удалось понять, что это не околоисторическая ерунда, а фильм, в котором стоит работать?

- Я знал, от кого исходит предложение - а эти люди никогда "около не шагают", они обычно копают глубоко и внутрь. Благодаря этому профессиональному качеству уже давно заслужили авторитет. Но если говорить обо мне лично, то я  скорее был скорее озадачен, нежели вдохновлен. Роль, предполагающая ношение мундира, особенно в череде моих ролей, у меня лично не вызывает у меня интереса. Мундир - обезличивающая штука. Актерски с ним невероятно сложно работать! Я люблю характерность, А что с мундиром? "Пришитая" левая рука, потому что там сабля, и офицерская стать - и все на этом. У меня есть череда подобных ролей, я сделал для себя какие-то выводы. Поэтому я шел на пробы немного озадаченным, думая, что если браться за эту историю, то надо замотивировать себя какими-то другими составляющими роли - человеческими, характерными.  И Андрей Кравчук (режиссер - прим ред) начал читать лекцию - он изрыл все факты, начал рассказывать о человеческих качествах моего будущего персонажа. Там было что-то такое, что меня тронуло и о чем я хотел бы рассказать зрителям.

- И о чем рассказали?

- Мне нравится неоднозначность! Хотелось сбить стереотипы с него, как с персонажа, и с себя как с актера. Сергей Трубецкой до поры до времени - темная лошадка. Он совершил определенный поступок, который трактовался многими людьими как-то однобоко и прибил к его личности большое количество стереотипов: "сбежал с восстания", "предатель". Но если почитать его мемуары, то можно понять, что потом, после этих событий, он жил в каком-то сомнении, позоре непонятном, это было для него болезнено. Он жил в каком-то эмоциональном аду. Но при всем при этом он не соотносится с термином, который к нему применяют - "диктатор". Для меня Сергей Трубецкой - мягкий, он любил свою семью, он любил свою собаку. Он не был человеком жестких нравов и принципов. Он взял на себя на себя эту обязанность быть диктатором, потому что она ему по статусу, он - князь. Трубецкой посчитал возможным ситуацию вывести в мирное русло. Он был уверен, что Сенатскую площадь, наполненную солдатами, можно использовать как площадку для разговора!!! У него в голове не укладывалось, что все может разрешиться кровавым образом.  Трубецкой - миролюбивый парень. Например, тот же Пестель - более радикален, более жесток, он фанатик! Когда начало происходить страшное на площади, когда начали страдать люди непричастные, когда в солдат начали стрелять из пушек, Трубецкой не выдеражал, он сбежал! Когда он пришел домой, закрыл дверь и плашмя упал на прекрасный кафель лицом вниз!

- Чем такой мягкий человек близок лично Вам?

- Любую ситуацию можно решить диалогом, дипломатично, когда обе стороны будут довольны итогом. Вот эта позиция мне очень близка, я уверен в этом постулате, я пацифист. Моя профессия подразумевает изучение психологии, технологию развития эмоций. Конфликт не может быть создан одной стороной, в нем всегда виноваты две стороны. Эмоция направленная на человека в ответ родит только такую же эмоцию.

- Как считаете, почему исторические фильмы сейчас вызывают невероятный ажиотаж у зрителей?

- Сейчас идет переосмысление. Мы прошли непростой этап в советское время, когда взгляды были навязаны. Не так много времени прошло с того периода. Вот даже я прожил в Советском союзе 10 лет, получил образование с советским флером, однобоко трактующееся. Но мне сейчас хочется узнать и другую точку зрения, хочется больше объективности. Пройдет время и мы опять будем переосмыслять историю!

- Ваша супруга Елизавета Боярская - смогла бы стать женой декабриста и пойти на край света?

- Какие у вас вопросы-то! Интересные, заставляют задуматься... Я вот как раз недавно размышлял - почему этих женщин выделяют как отдельное яркое историческое явление: "Вот женщины! Вот тогда была любовь!"? На самом деле то, что они сделали, - сделает любая женщина, которая любит своего мужчину. И Лиза - я в ней уверен. Я не отвечаю сейчас за нее. Романтизация образа жен декабристов ставит их на пьедестал и отделяет от зрителя. Ставит их в статус: "Вот они могли-то! А мы, сидящие здесь, наверное, так и не сможем...". Да сможем! То, что люди делали 100, 200 лет назад, в другие эпохи, не свойственно людям только того времени. Это свойственно людям в любом времени без мундира, коней, карет!