"Съедобные композиции" – главный тренд во флористике, такие букеты теперь заказывают на дни рождения, корпоративы и даже свадьбы. Рассказываем, как любовь к фруктам превратить в бизнес.

Metro, Сообщество питерских блогеров и Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области запускают новый проект. Мы расскажем, как строят бизнес жители небольших городов и кто им помогает. На прошлой неделе проект "Я – предприниматель Ленобласти" побывал в Выборге.

Не бойся – увольняйся

После выпуска из ЛЭТИ 30-летняя Анна Панфилова успела поработать пиар-специалистом в юрбюро и на судостроительном заводе. Флористику любила всегда, но профессионально заняться ею решилась только три года назад. За это время она открыла свою "Грядку" и сделала фруктовые букеты суперпопулярными в родном Выборге.

– На самом деле я с четвёртого курса училась флористике и брала заказы. Сначала делала букеты для знакомых, потом поняла: интерес есть, есть покупатели – стало нестрашно, и я уволилась с работы, – рассказывает Анна. – ИП я открыла год назад, и это стало поворотной точкой в моей бизнес-истории.

Центр поддержки поможет

После увольнения Анна пришла в центр занятости и честно призналась: хочет открыть ИП. Там ей рассказали, с чего нужно начать. Потом отправилась на курсы в Выборгский центр поддержки предпринимательства, научилась составлять бизнес-план и получила первую субсидию в сумме 117 000 рублей. На неё были куплены два холодильника, стеллажи и кассовый аппарат. Свои деньги тоже были вложены, но всего 15 000 руб­лей. Затем центр отправил "Грядку" на региональный конкурс "Бизнес-признание". Там Анна заняла призовое место в номинации "Лучший стартап в сфере производства сувениров" и получила ещё 70 тыс. на развитие бизнеса.

– Сейчас я единственный сотрудник "Грядки", но, конечно, мне помогают. Со мной, к примеру, работает проверенный курьер, а когда заказов слишком много, их развозит и мой папа. Фрукты покупаю на базах, в гипермаркетах и на рынках: даже чтобы выбрать красивую грушу, нужно побегать. Когда у меня "высокий сезон"? Перед всеми праздниками, исключая 23 Февраля: мужских букетов с колбасками я не делаю, для этого нужны совсем другие условия, – рассказывает мастерица. – С фруктами тоже работать сложно и интересно: колористика, золотое сечение – всё это нужно знать.

Продвигает свою "Грядку" Анна в соцсетях, а ещё постоянно участвует в городских мероприятиях, ярмарках и выставках.

– Плохому продукту никакое продвижение не поможет. Мои букеты нравятся выборжцам, заказчиков хватает – значит, я всё правильно делаю, – уверена Анна. – Что планирую? Расширить мастерскую, запустить мастер-классы и развивать "подарочное" направление – наборы-коробочки с кружками и сладостями.


С чего начать

Вся информация для тех, кто хочет начать своё дело и получить поддержку от государства, – на сайте www.813.ru

Узнать о других участниках  проекта можно в соцсетях по хештегу  #я_предприниматель_ло