Metro, Сообщество питерских блогеров и Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области продолжают проект, в котором рассказывают, как строят бизнес жители небольших городов и кто им помогает. Проект "Я – предприниматель Ленинградской области" побывал в Волховском районе.

Юрий в 2008 году создал интернет-сайт, и стал продавать там рекламу. Через пять лет проект заглох. С Александром их свела общественная деятельность. И у них почти сразу появилась идея: заняться наружной рекламой. Перед этим будущие владельцы компании устроились в газету – для наработки клиентской базы, хором утверждают бизнесмены. 

– Имея клиентов, нам было проще запускать производство, – рассказывает Юрий. – Как полагается, мы влезли в кредиты, копили деньги со счетов, плюс знакомые помогли. Нам дали 450 тысяч – это были тогда грандиозные деньги, мы докупили оборудование. Когда делали платёж по банку, а там назначение было: "Принтер, семьсот с чем-то тысяч". Нам из банка звонят: "Вы уверены, что принтер может столько стоить?" Мы такие: "Да, всё в порядке, принтер можно пропускать". На кредитные деньги запустили производство в двух маленьких помещениях.

Юрий и Александр – первые, кто в Волхове установил рекламные щиты сити-формата. Свой бизнес начали, фактически, в гараже.

– Это было занимательное лето: все ходили загорелые, а мы ходили грязные, – улыбается Юрий.

– У нас уже была клиентская база, вспоминает Александр. – Почему мы пришли к "Фабрике рекламы": у нас начали спрашивать, мол, ребят, сделайте нам листовки, может быть стендик, табличечку. То есть, сам рынок говорил нам о том, что надо. А начинали мы с двух кабинетов – один был маленький, другой – поменьше, я бы так сказал.

Сейчас в распоряжении предпринимателей значительно большая площадь. В основном здании "Фабрики рекламы" работает девять человек, и ещё трое – в "Бизнес-инкубаторе" – занимаются офсетной печатью. Компания появилась пять лет назад. Александр рассказывает, о важном нюансе начала бизнеса:

– Нам два раза хорошо помогли субсидиями. Первая была, когда их только начинали давать в Ленобласти, эти 300 тысяч. С самого начала с нами работает человек с небольшими особенностями. Это заметили и, раз у нас есть такой сотрудник, предложили субсидию. На эти деньги мы взяли ещё один принтер. И надо отдать должное Диме. Иногда у него нет печати – он баннеры режет, у него есть специальное устройство. Мы закупили линейки, крабов и так далее. Он клеит баннеры, люверсы ставит, – хвалит сотрудника Александр.

Но деньги просто так не дают. Чтобы получить субсидию, сначала надо купить то, на что деньги выделяются, а потом собрать все чеки и документы, сделать презентацию и защитить проект. Тогда все затраты  компенсируют. 

– В течение трёх лет мы ежеквартально сдаём отчёт о своей деятельности: что у нас есть сотрудники, у нас все налоги, ПФР, ФСС заплачены, – перечисляет Александр. – Плюс ещё ежегодный отчёт мы сдавали, что мы не закрылись, что мы работаем и всё хорошо. 

Проблемы провинциального бизнеса

В Александре деловая жилка уживается с готовностью поделиться своим опытом: он с радостью рассказывает, как им удалось достичь успеха:
– У новичков иногда бизнес строится так: есть миллион – потратили миллион. А потом – на что купить материал, оборотные деньги – сидят, думают. Такое очень часто – мы работаем с бизнесом, и иногда получается так, что человек купил оборудование, и у него нет оборотных денег. Как раз вот это возмещение трёхсот тысяч помогло нам увеличить оборотные средства, соответственно выйти на другой уровень. Мы стали заранее закупать материалы, – делится бизнесмен.

– Наша цель так и менялась, подхватывает Юрий. – Первое время у нас была цель – макет в течение двух-трёх дней, и изготовление заказов тоже в течение двух-трёх дней. Сейчас у нас срок – макет в течение одного, максимум двух дней, если макет сложный, изготовление также в течение одного, максимум двух-трёх дней, если изготовление действительно сложное. 

Предпринимателям удалось вывести свою компанию на первое место в Волховском районе – и по качеству, и по цене. У них заказывают баннеры, листовки, наружную рекламу, оформление витрин, световые короба, объёмные буквы – всё, что связано с визуальной рекламой и информацией. Юрий объяснил, как так получилось:

– Раньше мы ездили в Питер за материалами, потому что количество было маленькое. А сейчас мы берём достаточно большую партию – нам уже  сюда бесплатно привозят, то есть, мы вышли на такой объём. Один раз заказали – привезли. За счёт этого держим цену невысокой: несколько раз она прыгнула, у нас, в принципе, тоже, но потом мы вернулись практически к тому, что было в начале. То есть, и мы от этого не страдаем, и люди довольны. Например, детские садики у нас заказывают стенды для групп – им важно сохранить стоимость низкой, потому что всё равно многое за счёт родителей, – рассказывает Юрий. 

Юрий и Александр – разные. По их словам, предприниматели уже перессорились по всем вопросам. Иногда они друг другу надоедают и не разговаривают. Но работа есть работа, которую надо выполнять, она никак не должна быть связана с личной жизнью, считают бизнесмены.

– Мы думаем над масштабированием, выходим на другие города: у нас есть клиенты, которые работают по всей Ленинградской области, даже по России, – делится планами Александр. – Сейчас мы больше работаем на автоматизацию процесса. 

"Фабрика рекламы" начала прорабатывать тему развития туристического потенциала в Волховском районе – по словам бизнесменов, они общаются с одной активисткой. Если этот проект выстрелит, то Юрий и Александр будут производить сувениры и продавать их, а вместе с пошивочной, которая находится неподалёку, печатать футболки с уникальным принтом. 

– У нас был первый опыт международной торговли холстами, – улыбается Александр. – Есть женщина, которая жила в Волхове, а потом уехала в Швецию. Там она была инициатором открытия православной церкви, и мы для неё полностью делали весь иконостас. Они нам предоставили материалы, мы полностью печатали на холстах все иконы для этой церкви.

– А один наш клиент уехал в Москву, и мы не смогли его убедить, что и там можно найти качественную печать, – смеётся Юрий. – Я предлагал: мы сделаем тебе макеты, а ты отправишь и изготовишь там. В итоге, мы сделали макеты, изготовили всё и отправили ему туда. В общем, людям не распрощаться с нами, если они начинают с нами работать.

Предприниматели отмечают, что у "провинциального" бизнеса есть проблема: даже когда есть идеи и капитал, сложно развиваться вдали от центра. Для роста нужны люди, и в Волхове они есть. А вот где найти хорошего управляющего, которому можно было бы делегировать часть ответственности – пока остаётся для Юрия и Александра вопросом.

С чего начать
Вся информация для тех, кто хочет начать своё дело и получить поддержку от государства, – на сайте www.813.ru. Узнать о других участниках  проекта можно на сайте газеты www.metronews.ru и в соцсетях по хештегу #я_предприниматель_ло