За два дня фестиваля более 500 детей поучаствовали в виртуальном уроке финансовой грамотности, который прошел в рамках семейного фестиваля Metro Family Day. Юные зрители с помощью VR*-технологий* смогли попасть в мир финансов и вместе с героями виртуального урока узнать, как и зачем работают банки, как грамотно и безопасно распоряжаться деньгами, управлять личным и семейным бюджетом, сберегать и инвестировать. В современном мире эти знания так же необходимы, как уметь читать и писать.
Детские психологи уверены, что начинать постигать азы финансовой грамотности стоит с самого раннего возраста – не нужно ждать, когда ребёнок сядет за парту. Рассказывать детям о деньгах в игровой форме можно уже с 4 лет.
При этом ребёнок в раннем возрасте не должен погружаться в дебри, концентрироваться на сложных материях, которые могут быть непонятны даже взрослым. Основная цель родителей – привить детям правильное, то есть ответственное и грамотное отношение к финансам, научить их бережно относиться к деньгам, заложить основы, костяк, которые будут обрастать важными деталями уже позже – в школе, институте и во взрослой жизни.
Чему и как учить дошколят
Какую информацию, касающуюся финансов, способен усвоить ребёнок в таком возрасте? Одна из задач – объяснить ребёнку постепенно, что многие вещи в жизни стоят денег. Разумеется, сделать это проще всего в игровой форме: сухая теория здесь не годится.
С 4 лет, объясняют эксперты, можно вовлекать ребёнка в процесс покупок в супермаркете, но лучше делать это осознанно, то есть не закидывая просто в корзину всё, к чему рука тянется, а подготовив список с обязательными и необязательными покупками, а также проговаривая, что, например, хлеб и молоко купить нужно обязательно, а вот торт можно не покупать каждый день, а сэкономить и потратить деньги на билеты в кино, при этом пусть он сам кладёт товар в корзину и потом выставляет его на ленту кассиру.
Таким образом, ребёнок поймёт: не всё, что он видит на полках и хочет заполучить, ему действительно нужно. К каждой игрушке нужно относиться бережно, знать ей цену. И это независимо от того, могут родители позволить себе новые покупки или нет.
Следующий этап – попытаться вызвать у ребёнка ассоциацию с тем, что деньги именно зарабатываются, а не растут на деревьях. Методик здесь немало. Одна из самых эффективных, уверены специалисты, – объяснить детям, зачем папа и мама уходят на работу. Обычно ребёнок просит родителей объяснить, почему он не может остаться с ними, а должен идти в детский сад. И это отличный момент для того, чтобы объяснить, как и что.
Другой эффективный способ обучения в раннем возрасте – общение с мультгероями. Сегодня сериалы, которые пользуются бешеной популярностью у детей, в первую очередь российские, в отличие от многих зарубежных аналогов, поднимают вполне недетские проблемы. В них речь заходит в том числе и на темы, связанные с финансовой грамотностью. Ребёнок, являясь поклонником сериала, всегда ориентируется на своих любимых героев, считает их авторитетами, любит повторять за ними. Правильно подобранная коллекция мультфильмов может неплохо вам помочь.
И не стоит забывать об игрушечных аналогах взрослых вещей. К примеру, детские психологи советуют обучать маленьких детей различным профессиям. Если купить детскую кассу, совместить увлечение интересной игрушкой и обучение финансовым материям будет проще. Ребёнок, подсмотрев процесс в магазине, будет копировать его дома – продавать и покупать. А вы в свою очередь объясните простые истины: про необходимость всегда брать и проверять чек, пересчитывать сдачу, сможете дать первое понимание банковской карты.
Методик на самом деле очень много. Главное – не игнорировать эту важную тему в процессе воспитания.
Понять, что стоит за словом "деньги"
Важно научить ребенка понимать, что стоит за словом «деньги», уверен Анатолий Локотков, заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО Сбербанк, инициатор запуска крупного проекта на территории Северо-Западного федерального округа по повышению финансовой грамотности для школьников «Юный финансист».
Внимание на экран
Стоит ли в процессе обучения обращаться в гаджетам? Этот вопрос задают многие родители. Эксперты, в том числе и детские психологи, уверены, что, в принципе, в цифровых устройствах нет ничего плохого, если соблюдать баланс.
Гаджеты сейчас играют большую роль в образовательной составляющей развития детей, продолжают тему детские психологи. Идёт геймификация, казалось бы, на первый взгляд, совсем не игровых процессов. И обучение финансовой грамотности не исключение. Но перед тем, как давать ребёнку гаджет и включать игру, лучше обязательно пройти её самим, так как не всё полезно из того, что нам сейчас предлагает рынок. В том числе набирают популярность VR-приложения и игры, которые используют виртуальную реальность для обучения. Игровая форма позволяет поучиться разным профессиям, стать героем игры или просто усвоить какие-то знания с полным погружением.
Когда ребёнок начнёт ходить в школу, можно будет использовать уже более серьёзные приложения. К примеру, СберKids. В нём предусмотрен специальный образовательный раздел, в котором дети смогут узнать, как зарабатывать, грамотно тратить и экономить деньги.
VR* – виртуальная реальность. 0+