Star Wars: история спасения компании Lego

Конструкторы Lego известны на весь мир. На сегодняшний день датский бренд является серьезным конкурентом Mattel – американскому производителю игрушек. Однако так было не всегда. Что позволяет компании Лего оставаться на плаву в течении 90 лет? Всегда ли история бренда была успешной? Что спасло Lego от краха и разорения? И как успех конструкторов связан с линейкой наборов Лего Звездные войны?

Немного истории

История бренда началась почти 100 лет тому назад в небольшой европейской стране. Дания – государство, где сохранилась монархия, где важны традиции и преемственность. Это отразилось и на истории Лего. Ее владельцами, спустя много десятилетий остаются члены семьи Кристиансенов. До недавнего времени гендиректором компании мог стать только Кристиансен. Однако в 2004 году впервые исполнительным директором стал человек, хоть и проживший всю жизнь в Биллунде, но не имеющий отношения к семье основателя Лего.

С первого взгляда кажется, что история бренда идет по восходящей линии – регистрация бренда в 50-х, введение инструкций по моделированию в 60-х, открытие парков развлечений Legoland в 70-х… Каждое десятилетие приносило новый виток в развитии компании, а бизнес расширялся, охватывая не только производство игрушек, но и индустрию развлечений, создание компьютерных игр, шитье одежды.

Принципы компании Lego

Изначально в компании работали люди, для которых Лего была не просто работой, а жизнью и хобби. Владельцы бренда ставили приоритетными не коммерческие, а педагогические цели. Основываясь на этом в Lego придерживались следующих принципов:

  1. Война не должна быть игрушкой для детей. Производитель долгое время отказывался от наборов с оружием, танками, военной техникой. В конце 90-х точилась жаркая дискуссия о том, что в названии серии Star Wars есть слово "война". Это единственное отступление, которое допустила Lego.
  2. Цель каждого работника – создать величайшую игрушку для детей. Для этого вводилось много инноваций. Например, менялся состав пластика, чтобы проглоченные детали можно было видеть на рентгене. Дизайнеры разрабатывали все новые и новые детали, не рассчитывая их себестоимость и концентрируясь исключительно на интересе покупателей.
  3. Лего всегда соответствует интересам детей. Ежегодно ассортимент наборов обновляется на 60%. Компания развивает сотрудничество с Disney, Lucasfilm и другими компаниями, которые производят качественную видеопродукцию для детей.

Все эти принципы привели к тому, что на игрушках Лего выросло не одно поколение. Бренд стал не просто модным, он стал ассоциироваться с детством. Поклонники формировали сообщества. Стали выпускаться блоги, журналы, проводиться соревнования. Lego перестал быть просто детской игрушкой.

Кризис 2004

К 2004 году компания погрузилась в глубокий кризис. Внедрение инноваций привело к тому, что в какой-то момент штат сотрудников настолько увеличился, а производство так усложнилось, что полноценно управлять компанией стало невозможно. Рентабельность производства стала низкой. Так в 1998 году убыток составил почти 50 миллиардов долларов, а в 2004 – больше 150 миллиардов долларов. Попытки изменить ситуацию не увенчались успехом. Увольнение старых сотрудников и замена их новыми специалистами, окончившими лучшие вузы Европы, не привела к кардинальным изменениям. Неудачным было и открытие новой серии лего-роботов Mindstorms, строительство новых парков Legoland. Единственное, что держало компанию на плаву – это серия лицензированных наборов Star Wars. Они составили большую часть дохода компании и не дали разориться окончательно.

Для поиска причин, заведших компанию в тупик, владельцы пригласили Йоргена Кнудсторпа. Он проанализировал ситуацию и выявил ряд проблем в Lego.

  1. Новые дизайнеры отступили от основной концепции Лего и наборы из разных серий перестали сочетаться друг с другом. Это вызвало недовольство у потребителей.
  2. Дорогостоящее производство делало бизнес нерентабельным. Фабрики по изготовлению игрушек размещались в странах с высокой оплатой труда: Дания, Швейцария, Южная Корея, США.
  3. Не налажено взаимодействие между региональными руководителями. Система управления была неэффективной.

Не поверив молодому специалисту руководство обратилось к опытному Йесперу Овесену. Однако его вывод был еще более жестким. Lego стояло на грани банкротства.

Решения нового гендиректора

Кнудсторп внес кардинальные перемены в жизнь компании.

  • Было решено продать бизнес, связанный с Legoland. Это не только принесло большую прибыль, но и позволило сконцентрироваться на основном направлении – производстве игрушек.
  • Все дизайнеры были уволены и набраны из числа поклонников Лего, выросших на этих игрушках. Новые сотрудники точно знали, что ожидают покупатели от полюбившегося конструктора. Все детали стали универсальными, взаимозаменяемыми. Уникальные элементы сведены к минимуму.
  • Новый гендиректор обратил внимание на перспективные для производства страны: Китай, Мексика, Польша, Венгрия. Сначала он обратился за помощью к компаниям-посредникам, а позже основал собственное производство. Фабрики в Штатах, Швейцарии, Корее были закрыты.
  • Лего отказалась от производства компьютерных игр, а их идея была успешно реализована в Майнкрафт.
  • Несмотря на колоссальный успех серии Lego Star Wars, производство лицензированных игрушек отошло на второй план, из-за высоких платежей за лицензию. Вместо этого Лего стала выпускать уникальные серии, персонажи которых были не точными копиями, а только похожими на популярных героев мультфильмов.

Это лишь небольшой перечень изменений. В первый же год штат сократился с семи до пяти тысяч сотрудников, сменилось большинство менеджеров высшего звена.

Успешный тандем Лего и Звездных войн

Уже в первый же год серия конструкторов Lego Star Wars стала самым продаваемым товаром в Европе. Сотрудничество было взаимовыгодным. Именно поэтому производство таких наборов продолжается больше 20 лет.

Кроме привычных игровых наборов, поклонникам космической саги предлагаются комплекты для сборки больших фигур героев, портреты персонажей для украшения интерьера. Конструкторы представляют особую ценность для коллекционеров и фанатов Звездных войн, независимо от возраста.

Идея с производством "космической" серии в начале 2000-х спасла мировой бренд от банкротства, а Lego в свою очередь предоставила фанатам возможность приобрести кусочек космической саги на память.

___________________

"Дочки-Сыночки",
ООО "Волга", Российская Федерация, 105082,
г. Москва, ул. Бакунинская, д. 73, строение 2, этаж 9, помещение I, комната 14
ОГРН 5177746098844