Начиная с 40-х годов АМНТК "Союз", обеспечивал российскую авиацию рекордным количеством двигателей и уникальных чертежей. И хотя в 90-е годы экономическая ситуация в России была в кризисе, а предприятие оказалось на грани разорения, "Союз" выдержал. И все благодаря работникам, которые общими усилиями спасли завод от закрытия.

Генеральный конструктор рассказал издательству "Аргументы и факты" об истории, миссии и целях АМНТК "Союз"

Немного из истории завода

В 1943 году, когда Госкомитет одобрил создание АМНТК "Союз", предприятие стало ключевым в конструировании двигателей для советской авиации: почти 80% разработанных и выпущенных разработок принадлежат конструкторам "Союза".

Среди поводов для гордости конструкторского бюро – двигатели АМ-3 для самолетов Ту-16, М-4 и Ту-104, АМ-5 для Як-25, проекты дозвуковых крылатых ракет и т.д. Мощные разработки позволили установить более ста мировых рекордов в авиации.

Но завод гнался не только за рекордами, "Союз" всегда был площадкой для научных экспериментов, а главной ценностью предприятия были работники, которые смогли сохранить архивы и чертежи разработок даже в кризисные годы. Именно академическая школа помогает заводу сегодня.

В нулевые годы на АМНТК "Союз" вновь появились прорывные идеи. К примеру, здесь выпустили газогенератор мощностью 30 МВт с КПД 38%, который по-прежнему не имеет аналогов в российских разработках.

Рассказывая, почему газогенератор стал настолько важным прорывом, генконструктор Мкртич Окроян объясняет, что это – двигатель, который работает на высоких мощностях при огромной экономии материала. В последние годы в мировых разработках такие модели начинают использовать чаще, но у нас подобный генератор уже разработан.

Именно в направлении экспериментов и научных открытий авиамоторный комплекс и планирует развиваться. Но для того, чтобы новые проекты появлялись, нужно финансирование и изменение структуры рынка. Мкртич Окроян отмечает, что особенно эффективным в данном случае станет создание централизованной вертикали в двигательно-строительной авиации.

Как производственная вертикаль поможет российской авиации?

Мкртич Окроян убеждает: для прорыва конструкторским бюро необходимы большие производственные мощности. Такое сотрудничество стало бы полезным для обеих сторон – и для бюро, и для заводов. Целые линейки прототипов двигателей сохранились с советского времени, но так и не стали массово изготавливаться. Одна из задач – начать их серийное производство.

Окроян уже на протяжении многих лет управляет Балашихинским литейно-механическим заводом, и там ему удалось внедрить производство целого ряда авиационных колес. Мкртич Окроян считает, что предприятие могло бы стать базой для производства разработок "Союза".

Во-первых, в Балашихе – огромные производственные мощности, которых хватит на эксперименты в крупных масштабах. Во-вторых, подобная практика в принципе позволила бы начать выпуск серийных образцов на уровне страны и связать в одну вертикаль две самые главные составляющие инноваций в авиаотрасли – прорывные конструкторские идеи и мощное производство.

Что ждет авиационную отрасль?

Продвижение авиационных проектов требует особенных специалистов, которые не просто мыслят практически, но смотрят в будущее, думают о том, как их деятельность может отразиться на авиации в России. По мнению Окрояна, вплоть до последних лет российским конструкторам и строителям удавалось справляться и двигать отрасль вперед.

Но сейчас для технического развития требуются новые двигатели, а их производство вызывает определенные трудности. Сами заводы продолжают выпускать продукцию по уже имеющимся чертежам: их технических компетенций не хватает еще и на научные изыскания, поэтому на предприятиях в основном происходит модернизация уже существующих объектов.

АМНТК "Союз" никогда не работал с исключительно переработкой готовых идей: специалисты ставили перед собой инновационные задачи, которые иногда казались невыполнимыми. Однако плотная работа, вера в технический прогресс и оптимизм помогали находить неожиданные решения. К этому предприятие стремится и сегодня.

"Важно – организовать производство", – объясняет Мкртич Окроян и отмечает, что именно в этом случае обязательно появятся разработки, которые будут соперничать на мировом рынке в любые даже самые тяжелые экономические времена.