Вы сталкиваетесь с химией каждый день, даже если работаете совсем не в лаборатории. Например, когда идете пообедать любимым овощным салатом. Он был бы куда беднее без добавок: помидорам и огурцам нужна азотная подкормка. А еще рынок удобрений сказывается и на экономике, поэтому важно знать, что на нем происходит.

Николай Владимирович Неплюев – член совета директоров предприятия "Тольяттиазот" и эксперт, который разбирается в вопросах промышленной химии. Мы обратились к нему, чтобы узнать, для чего химию применяют в быту, и выяснить ситуацию на рынке.


Неплюев Николай Владимирович

Неплюев Николай Владимирович: "Собрать хороший урожай без удобрений невозможно"

– Расскажите, где обычный человек, не химик, сталкивается с химией в повседневности?

– Самый яркий пример – садоводство в частности и аграрная отрасль в целом. Собрать хороший урожай без удобрений, содержащих азот, невозможно, а сама почва не дает растениям необходимое количество этого элемента – приходится применять дополнительные средства. Азотные виды удобрений используются в предпосевную пору, а также при междурядной обработке растений и для внекорневых подкормок.

В производстве выделяется три типа азотных удобрений: аммонийные, амидные и нитратные. Фермеры чаще всего предпочитают иметь дело с мочевиной и аммиачной селитрой: в них больше азота. Азотные удобрения помогают регулировать наращивание листьев у растений, повышают белок и клейковину в зерновых, увеличивают урожайность.

Карбамид относится к наиболее концентрированным видам азотных удобрений, при этом он без остатка растворяется в воде. На практике карбамид обычно применяется при подкормке плодовых, цветочных, ягодных культур и овощей. Его также иногда используют в качестве средства против вредителей на плодовых культурах.

– Николай Владимирович, а какое удобрение лучше выбрать садоводам?

Предложить универсальное решение для всех нельзя, нужно рассматривать частные случаи. Но могу сказать, что азот из мочевины усваивается медленнее и мягче – питательный эффект для растений более долгий. Селитра эффективнее мочевины, потому что она содержит аммиачную и нитратную форму азота. Однако она повышает общую кислотность почвы, что не подходит для культур, которые не переносят кислую среду.

Николай Владимирович Неплюев о ситуации на рынке удобрений

– Как вы считаете, российское производство продуктов на основе аммиака и карбамида в немалой степени ориентировано на внутренний спрос? И какие позиции это производство занимает на мировом рынке?

Общую специфику производства этих удобрений сложно рассматривать в комплексе, так как они все-таки относятся к разным секторам химической промышленности. Я бы сказал, что сегодня российская аммиачная отрасль, объемно занимающая немалую долю в индустрии метановой химии, демонстрирует довольно скромные темпы роста. Но при этом она довольно устойчива к изменениям мировой промышленной конъюнктуры.

Большинство целевых проектов ориентировано на производство карбамида, но годами нерешаемые вопросы отраслевого регулирования также тормозят развитие этого сектора химической промышленности. Тем не менее потребительская активность на российском рынке карбамида в октябре этого года выросла. Заводы нарастили отгрузку удобрения в АПК, в основном на склады торговых компаний. Это обусловлено подготовкой трейдеров к сезонному росту потребительской активности фермеров. Наряду с этим стало известно, что отдельные торговые компании пока не пополнили складские запасы. В ноябре торговые компании продолжают формировать запасы мочевины для пополнения складов и последующего внесения в первом квартале 2021 года.

После введение в РФ в 2014 году продуктового эмбарго сельское хозяйство вообще развивается во многом благодаря государственной поддержке – субсидированию инвестиционных кредитов, погектарным субсидиям отвечественным производителям и т. д. Хотя суммарный объем субсидий с 2014 по 2017 год вырос на 30 %, по сравнению с помощью, которую выделяют правительства других стран сельскому хозяйству, это скромные цифры.

Что касается складывающейся на мировом рынке ситуации, то тут все тоже весьма неоднозначно. Аммиак и его переделы составляет основу метановой химии: в 2018 году мировое производство этих продуктов оценивалось в 178 млн тонн, значительная часть которых (примерно 85 %) была ориентирована на рыночную поставку удобрений. Аммиачная отрасль довольно устойчива к внешним кризисам, и даже спад, связанный с нестабильной пандемической ситуацией, серьезно на спрос не повлиял. Я ожидаю, что в следующем году так или иначе спрос вернется к показателям "доковидного" периода, хотя в перспективе мировой рост спроса на аммиак, скорее всего, не будет превышать ежегодных показателей в 1,5-2 %.

Мировой спрос на карбамид, согласно оценкам международного аналитического агентства IHS Markit, может увеличиться до показателей в 174 млн тонн в год. Этот рост будет связан в основном с восстановлением спроса на удобрения в США и с увеличением в Китае промышленных потребностей в карбамиде. Согласно аналитической справки IHS Markit, общемировое производство карбамида вырастет на 1 %. Если же рассматривать региональный вклад в производство карбамида, то лидирующее место занимает Китай, выпустивший в 2019 году на рынок 53,6 млн тонн продукта, затем следует Индия (24 млн тонн), Россия же с объемом продукции в 9,3 млн тонн расположилась только на третьем месте.

– От чего зависят рост и падение цен на эти вещества?

Цены на аммиак во втором квартале находились под давлением из-за неблагополучной ситуации, связанной с COVID-19, но уже в третьем квартале наблюдалось восстановление. Восстановление было обусловлено остановкой крупных производителей (Nutrien, Yara – Тринидад, Sorfert – Алжир, Ma’aden – Саудовская Аравия) и ростом цен на газ. Удорожание природного газа за период третьего квартала привело к росту издержек европейских производителей аммиака, в том числе украинских конкурентов (цена на газ $4.5 MMBtu в конце ноября).

На американском рынке прогнозируется рост спроса из-за начала сезона внесения аммиака аграриями. Для удовлетворения сезонного спроса предложение аммиака с заводов в Тринидаде увеличится соответственно. И цены в США, скорее всего, останутся на текущем уровне в 235 долларов за тонну.

На Ближнем Востоке ожидается капитальный ремонт завода SABIC (предположительно на 3 месяца). Это может поддержать цены в Азии и Индии.

Ситуация с ценами на карбамид до определенного времени также демонстрировала вполне положительную динамику: цены на карбамид поднялись с 208$ FOB Baltic low в начале июля до 238$ в конце сентября 2020 года. Однако из-за отсутствия достаточной торговой активности в октябре и ноябре цены на карбамид снизились до уровня 227$ FOB Baltic low. Снижение деловой активности связано прежде всего с задержкой в проведении тендера в Индии компанией RCF (2,2 млн тонн, проведен в конце октября). Также на снижение цен сыграло ожидание выхода Китая на рынок с экспортными объемами.

Николай Владимирович Неплюев прогнозирует дальнейшую стабилизацию цены на рынке карбамида: в конце ноября стало известно, что скоро в Индии пройдет очередной закупочный тендер. Кроме того, экспорт китайского карбамида до конца года будет неактивным, что связано с ростом цен на внутреннем рынке из-за снижения объемов производства. Соответственно до конца 2020 года прогнозируется сохранение либо рост котировок карбамида.