До определенного момента история Максима Хирковского напоминала сказку о Золушке. Только вместо крестной феи был ежедневный труд, а вместо королевского титула – звание самого успешного тренера Санкт-Петербурга по результатам учеников. Но после "и жил он долго и счастливо, и получал благодарности от учеников" наступила суровая реальность. Одна ошибка стоила ему репутации, бизнес-партнера и собственного дела. Но даже после такого удара есть будущее. Максим это доказал: открыл новое дело – еще успешнее и популярнее предыдущего.

От любви до ненависти: отзывы о Максиме Хирковском

Максим не планировал становиться коучем и запускать собственные курсы. В подростковом возрасте он вообще соглашался на любую работу: был то дворником, то продавцом на рынке – брался за все, лишь бы заработать. У Максима было сложное детство с травлей со стороны соседей и одноклассников, поэтому долго он считал себя ординарным и без особенных талантов. Только в "Компьютерном мире", куда молодой человек пришел после колледжа, он понял, что хочет добиваться карьерных высот. У него это отлично получалось. За год Хирковский поднялся от стажера до старшего продавца. Но пойти дальше и стать менеджером магазина он мог только в том случае, если бы прежний сотрудник уволился. Тогда Максим придумал одно из своих базовых правил: если рост в компании казался невозможным, он увольнялся в свой день рождения.

Так "Компьютерный мир" сменился на Yota, которая только выходила на рынок. Но новое место работы его не впечатлило: ради повышения пришлось бы забыть про сон и личную жизнь. Максим снова уволился и оказался в Groupon – в компании, которая занималась продвижением с помощью популярных тогда купонов. Задачей Максима было привлечение новых клиентов. Он справлялся с обязанностями так успешно, что через 6 месяцев после трудоустройства его перекупил конкурент Groupon – компания "Выгода.ру". На новом месте Хирковский тоже отлично проявил себя и вскоре занял пост регионального директора по маркетингу.

Однажды Максим заметил, что партнер "Выгода.ру" продает сотни видеорегистраторов в месяц с пятидесятипроцентной скидкой. Подобные устройства в магазинах действительно стоили около 4 тысяч рублей, а продавец предлагал их за 2 тысячи. Хирковский заинтересовался и связался с продавцом. Тот признался, что заказывает товар в Китае всего за тысячу и ставит выгодную ему цену. Бизнес-модель показалась Максиму интересной. Ему повезло найти поставщика с еще более низкими ценами. В первый же день публикации купона на гаджет на той же "Выгоде.ру" Хирковский продал десяток регистраторов. После этого уволился и занялся развитием своего дела.

У Максима появился интернет-магазин. Его стали приглашать в качестве эксперта на радио и на шоу о предпринимательстве. Друзья предлагали делиться опытом. Молодой человек поначалу несерьезно относился к таким советам, но потом решил попробовать. Он провел первый вебинар, на котором рассказал о своем пути и дал несколько рекомендаций таким же новичкам в бизнесе, каким был он сам пару лет назад. Тогда появились первые отзывы о Максиме Хирковском. Они были положительными – участникам мероприятия понравился легкий слог Максима и его умение говорить просто о сложном. И, что уж тут таить, умение мотивировать. Поскольку обратная связь была положительной, а бизнес приносил хороший доход, предприниматель задумался о собственном курсе.

Удивительно, но первый негатив он получил еще до запуска обучения. В одном интервью Максим честно признался: да, я распродал билеты на курс, которого еще нет. В отзывах Хирковского стали называть мошенником и продавцом воздуха. Он искренне удивлялся: ведь главное преимущество онлайн-бизнеса в легкости тестирования. "Я никогда не планировал кидать людей на деньги. Напротив, я хотел создать продукт, который был нужен аудитории. Для этого я запускал свои наработки в рекламу и смотрел на реакцию. Что-то дорабатывал, что-то убирал. Потом создавал контент. Так все оказывались в выигрыше: люди получали полезную информацию, а я не тратил деньги зря", – вспоминает он.

Курс предпринимателя учил зарабатывать на купонных сайтах. Вместе с Максимом участники находили и тестировали нишу, запускали и развивали свой продукт с помощью тех же "Выгода.ру" и Groupon. Тогда негативные отзывы о Максиме Хирковском сменились на положительные. Прямо во время обучения студенты создавали собственные проекты. Многие из них – например, сервис по организации походов и по подбору нянь – существуют до сих пор. А потом случилась катастрофа.

Максим признается: сам виноват, что вовремя не отследил спад интереса к сайтам-купонаторам. В какой-то момент основа продвижения рухнула. Тут же полились "обличающие" отзывы о Хирковском. Максима вновь называли шарлатаном, его бизнес-модель – выдумкой, а курс – пустышкой. Хотя он вернул деньги всем, кто того требовал, интернет взбунтовался. Бывали случаи, когда негатив распространяли люди, которые никогда не учились и не планировали учиться у предпринимателя. Его семье начали угрожать. Бизнес-партнер ушел. Команду проекта пришлось распустить, офис – сдать. Атмосфера была гнетущая. Максим смирился с мыслью, что вновь будет работать по найму. Он даже прошел несколько собеседований. А потом пришло осознание: просто так доказать свою невиновность не получится.

Нужно создать новый проект – но уже вечный, а не остроактуальный, как это было в случае с купонаторами. Хирковский собрался с силами. Подал в суд на тех, кто изводил его семью и распространял клевету, занялся поиском новой ниши и приготовился работать над новым проектом. Буквально из пепла появилась "Школа продюсера", где студенты учатся запускать онлайн-курсы.

Как преодолеть травлю в интернете

Максим говорит, что в какой-то момент просто перестал обращать внимание на троллей. "Конечно, хочется объяснить всем свою точку зрения и доказать, что ты совсем не так плох, как о тебе пишут. Но фишка в том, что это никому не нужно. Люди, которые распространяют негатив, ждут твоей реакции. Ждут, когда ты покажешь свою уязвимость. Я больше не хотел давать им эту пищу. Я знал, что честен перед своими покупателями – всем, кому был должен, вернул деньги. Вернуть доверие я мог только новым качественным продуктом. В "Школе продюсера" я уверен. В работе над ней я учел все ошибки, которые совершил с первым бизнесом. Кстати, дело о клевете я выиграл в апреле 2019 года. Это еще раз подтвердило мою репутацию", – рассуждает Хирковский.

Всем, кто столкнулся с травлей, Максим дал несколько советов:

  1. Выполните все обещания, которые давали. Или верните людям деньги. Это не снимет весь негатив, но даст вам силы для выполнения второго пункта.
  2. Не ищите информацию о себе. Игнорируйте обвинения, написанные троллями. Если вы знаете, что честны перед аудиторией, не обращать внимание на клевету будет проще.
  3. Не вступайте в переписку с негативщиками. Им не нужна ваша точка зрения, они хотят вас унизить. Реагируйте только на объективные комментарии, авторы которых действительно хотят разобраться в конфликте. Объясните свою позицию один раз и выйдите из переписки.
  4. Если вам угрожают, наймите адвоката и подайте заявление в суд. Нет, это не подольет масла в огонь. Это спасет ваше моральное состояние.
  5. Начните работу над новым проектом. Если вы сделаете его достаточно мощным, он затмит все плохое, что о вас успели написать.
  6. Давайте людям бесплатную пользу. Это могут быть вебинары, статьи или демо-доступ к продукту. Покажите, насколько вы крутой, и люди потянутся.