"Оказывается, есть такой спорт - следж-хоккей. Я не знал, мне мама о нём рассказала. Я подумал и решил, что хочу в команду. И в команду я попал", - капитан подмосковного хоккейного клуба "Умка" Саша Собянин говорит о своём увлечении хоккеем как о само собой разумеющемся.

И вроде всё просто, всё как у всех: захотел мальчишка играть в хоккей, родители согласились с желанием сына, записали на тренировки, и - попал ребёнок в команду. Всё действительно просто, если не знать всех предшествующих этому обстоятельств, если не знать в подробностях истории из Сашиной биографии, которые вряд ли можно назвать историями житейскими.

Родился Саша в августе 2008 года, в Перми. Диагноз, поставленный в роддоме – у мальчика расщепление позвоночника. Мать от своего ребёнка немедленно отказалась. И оказался Саша в детском доме. И ждал долгих восемь лет, пока в его жизни не появилась Настоящая Мама. Ольга Комарова усыновила Сашу, забрала из детдома, привезла в Москву. Сейчас он, как и все дети его возраста, учится в школе, и учится весьма успешно, и, как и многие мальчишки, любит и хочет играть в хоккей.

Но, при всём своём желании, Саша не может встать на коньки, болезнь не позволит. И вот тут он услышал от мамы о следж-хоккее, спорте для "особенных детей". В России о следж-хоккее, или, как его еще называют, адаптивном хоккее, пока знают мало, даже несмотря на то, что российская паралимпийская сборная участвует во всех крупных международных соревнованиях, в том числе и в Зимних Олимпиадах, и показывает весьма достойные результаты.

В 2016 году в России была создана Детская следж-хоккейная Лига, на сегодняшний день - единственная некоммерческая организация в нашей стране, которая системно занимается развитием адаптивного хоккея. Конечно, формально к такому делу подходить нельзя, поэтому Лигой руководят настоящие энтузиасты, профессионалы высочайшего уровня, люди, искренне любящие детей. Сейчас в 27-ми командах Лиги тренируются более 300 ребят из 20-ти регионов России. Лига помогает в обучении тренеров и судей, содействует в приобретении специального спортивного оборудования и инвентаря, организует турниры – от региональных соревнований до больших всероссийских Фестивалей.

"Мне нравится работать с детьми: глаза у них горят, и вообще они заслуживают того, чтобы вести более активную жизнь", - это говорит тренер Сашиной команды "Умка" Вадим Селюкин, в недавнем прошлом и сам профессиональный следж-хоккеист. – "Но у нас, к сожалению, льда не так много, как хотелось бы, - всего две тренировки в неделю. Поэтому и рост медленный. Была бы еще хоть одна тренировка - было бы хорошо".

Все же знают, что такое настоящий хоккей, матчи национального чемпионата и игры сборной на международных соревнованиях, хотя бы по одному разу, видели все. Поэтому всем понятно, что хоккей – вид спорта достаточно жёсткий, в чём-то даже – жестокий. А теперь перенесите эти признаки на хоккей детский, к тому же – хоккей адаптивный. И становится понятно, что в данном случае суровые особенности этой игры возрастают кратно. У каждого игрока – стальные сани, плюс вооружение специальной клюшкой с заточенным металлическим наконечником, и скорости – почти те же, и силовую борьбу никто не отменял, и тактическое планирование, и отменную физическую подготовку.

Кроме того, адаптивный хоккей - вид спорта дорогой. Необходимы специальное снаряжение, нужен лёд для тренировок, нужны профессиональные, специально подготовленные тренеры и врачи, готовые работать с ребятами с инвалидностью. Понятно, что семья, воспитывающая ребенка с тяжелым заболеванием, едва ли может позволить себе большие расходы.

В 2018 году помочь Детской спортивной хоккейной лиге (ДСХЛ) решила компания  ООО "Ф.О.Н.". Благотворительная программа компании – "Ставка на добро" - предполагает, в первую очередь, помощь самым ранимым, самым незащищенным – инвалидам, воспитанникам детских домов и интернатов. Принято считать, что спорт высоких достижений им недоступен. В  ООО "Ф.О.Н." решили это заблуждение опровергнуть.

При поддержке компании уже в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге состоялся первый Фестиваль Детской следж-хоккейной лиги, на который приехали 10 команд из девяти городов страны. И Сашина команда "Умка" - была одной из лучших.

"Важно устраивать такие турниры, как Фестивали Лиги, чтобы ребята учились лучше взаимодействовать друг с другом внутри команды, соревновались с разными командами и спортсменами", – говорит главный тренер детской сборной России по следж-хоккею Андрей Иванов. – "Все дети приобрели здесь серьезный игровой опыт. Для нас нет проигравших в турнире, все дети - уже победители, потому что вышли на лед и боролись за победу".

В декабре 2019 года второй Фестиваль Лиги было решено провести уже в Сочи, в Олимпийском парке. Компания  ООО "Ф.О.Н." на сей раз стала генеральным спонсором турнира, и он получил наименование "ФОНБЕТ-ФЕСТИВАЛЬ детской следж-хоккейной Лиги". В Сочи приехали уже 16 команд из 14-ти регионов России.

Третий Фестиваль – Фестиваль 2020 года – готовили в столице. Вмешалась общемировая пандемия коронавируса, пока вряд ли можно говорить о её завершении, а рисковать здоровьем детей, конечно, никто не станет. Хотя в минувшем сезоне Континентальной Хоккейной Лиги, детская Лига и сама КХЛ провели благотворительную акцию "Голевая передача". Каждой заброшенной на турнире КХЛ шайбе был присвоен денежный номинал - 500 рублей, а на стадии плей-офф – в 2000, и по итогам каждого месяца средства направлялись на помощь ДСХЛ. Общий объем финансовой помощи, собранной за все время проведения акции, составил более двух с половиной миллионов рублей.

Для ООО "Ф.О.Н." детская следж-хоккейная Лига - не просто испытанный надежный партнер, эти факторы - безусловно важные, но не определяющие. В компании видят, что дети “с особенностями в развитии”, дети, которых уже давно никто не называет “детьми-инвалидами” - не просто получили возможность заниматься любимым видом спорта. Фестивали Лиги, поддержанные компанией  ООО "Ф.О.Н.", помогли перезнакомиться и подружиться детворе из десятков российских регионов, подчас удалённых друг от друга на тысячи километров. Как минимум, это значит, что их социальное одиночество осталось в прошлом.