Закон о праве на забвение [1] – своего рода волк в овечьей шкуре. Он вроде бы даёт надежду на быстрое, безболезненное и, что самое главное, законное избавление от ненужной информации, но по факту ничего этого гарантировать не может. Разбираемся, в чем проблема амбициозного закона, и выясняем, в каких случаях стоит на него ссылаться.

Дисклеймер: Не станем тянуть интригу до последнего и признаваться лишь в самом конце статьи, что с 99-процентной вероятностью в вашем случае правом на забвение воспользоваться не получится. Почти всегда намного эффективнее, быстрее и качественнее с удалением неугодной информации справятся специалисты агентства управления репутацией "Репутация.Москва".

Право на забвение в интернете: зачем оно было нужно

Строго говоря, чтобы актуализировать контент в сети. При этом фактор вредоносности информации не оговаривался: данные могли никого не задевать, а просто потерять значимость. К примеру, закон встал бы на сторону людей, которые хотели бы убрать упоминания о себе как о бывшем работнике определённой компании. И кстати: никто не говорил об удалении контента. Речь шла о скрытии ссылок на него из выдачи. На самих ресурсах информация осталась бы в полном объёме.

Право на забвение: этический конфликт. За что закон критикуют?

Согласно закону, удалить информацию из выдачи можно на основании её устаревания. И смена места работы вполне под этот критерий подходит. Только вот как поступить в ситуации, когда действительно провинившийся человек сохраняет должность, но меняет компанию? Этично ли скрывать от всеобщего обозрения данные о начальнике, который домогался сотрудниц? Справедливо ли убирать информацию о профессиональном факапе адвоката, не сумевшего защитить невиновного клиента?

Закон о праве на забвение в интернете: как воспользоваться

Прежде чем искать, как воспользоваться правом на забвение, сначала стоит убедиться, что у вас есть хорошие шансы получить положительный ответ от поисковиков. Легко будет тем, чьи случаи совсем пустяковые: например, фирма поменяла контактные данные, а Яндекс и Google всё ещё выдают статьи, где указаны старые явки-пароли. Реализовать право на забвение можно и тем, у кого на руках все доказательства неправоты распространителя информации, которую хочется скрыть (мы говорим о документах, судебных заключениях, экспертизах и т. д.). В остальных ситуациях взывать к модераторам поисковых систем просто бессмысленно.

Достаточно категорично, но справедливо высказалась [2] на тему закона о праве на забвение в интернете команда Яндекса: они упрекнули его в навязывании функций правоохранительных органов, которые вообще-то лежат за рамками компетенции айтишников. Тут трудно поспорить: откуда специалистам поисковиков знать, действительно ли Сидоров не платил зарплату сотрудникам полгода или это происки конкурентов. Поэтому нельзя осуждать Яндекс, Google и Mail за нежелание скрывать информацию без судебного заключения – оно обоснованное.

Теперь, когда вы поняли, как и кому использовать право на забвение в интернете, обратим внимание и на другие нюансы.

Закон вызывает интерес у СМИ

Сходу покажем свежайшую публикацию:

Люди, воспользовавшиеся правом на забвение, не застрахованы от повышенного внимания медиа. Скриншот с vedomosti.ru

Допустим, заявителю повезло и поисковики согласились удалить информацию согласно закону о забвении. Правда, велик риск, что в медиа появится информация о том, что кто-то этим правом воспользовался! И придраться уже будет не к чему: издание просто констатировало факт. А по сути оно подорвало доверие к персоне и поставило её в ещё более затруднительную ситуацию.

Когда использовать право на забвение в интернете бессмысленно?

Вообразите ситуацию: вы оставили заявку на скрытие информации из выдачи, но представители поисковой системы сообщили, что не могут выполнить просьбу без заключения суда. Соответственно, вы готовитесь к процессу: нанимаете лингвиста (без его оценки трудно на что-либо надеяться), приглашаете юриста, проводите досудебную экспертизу, защищаетесь в суде, наконец. Это время – как правило, 3-4 месяца – и деньги – только досудебный этап обойдётся в 40 тысяч рублей. И нулевая гарантия результата. В статье о защите делового достоинства в суде эксперты "Репутация.Москва" рассказали подробнее обо всех трудностях метода.

Но вот вопрос: зачем выбирать полумеру и убирать информацию исключительно из поисковиков, если можно добиться полного удаления данных с источника?

Как достучаться до поисковиков?

Если вы уверены, что именно в вашем случае поисковики пойдут навстречу, просто перейдите по ссылкам Яндекс [3], Google [4] или Mail [5] и заполните анкету. Максимально подробно опишите причину, которую считаете основанием для скрытия данных, и укажите актуальные контакты. Оставайтесь на связи: представителям поисковика может понадобиться уточнение деталей. Будьте внимательны при заполнении анкеты: если где-то ошибетесь или дадите недостаточно данных, прошение не удовлетворят.

Почему специалисты "Репутация.Москва" считают ремувинг более эффективным?

Использование закона о праве на забвение сложно назвать предсказуемым и удачным инструментом защиты деловой репутации. Мы уверены: эффективнее всего работают переговоры. Достаточно определить болевую точку автора негатива, устранить её и найти компромисс – и проблема решена, компрометирующие данные точно не вернутся.

И ещё несколько поводов воспользоваться нашими услугами:

  • Мы действительно работаем. Вы оплачиваете не потраченное время специалистов, а результат.

  • Все данные, которые вы нам оставляете, строго конфиденциальны. Ваша безопасность защищена шифрованием и юридическим договором. Шумиха в медиа исключена.

  • Специалисты "Репутация.Москва" могут удалить негатив даже за 10 дней. Это гораздо быстрее, чем ждать решение суда или ответ поисковиков.

  • Ни суд, ни право на забвение не могут гарантировать удаление данных. А мы можем. Более того, если негатив вернётся, уберём его за наш счёт.

____________________

Источники:

[1] - https://rg.ru/2015/07/16/informacia-dok.html

[2] - https://yandex.ru/blog/company/o-primenenii-zakona-o-prave-na-zabvenie

[3] - https://yandex.ru/support/abuse/troubleshooting/oblivion.html

[4] - https://support.google.com/legal/contact/lr_rudpa?&product=websearch

[5] - https://go.mail.ru/support/oblivion/