Выбирая электромобиль, автолюбитель должен понимать, что существуют разные типы зарядок электромобилей, влияющие как на стоимость транспортного средства, так и на его целевое применение. Для городского использования подойдет абсолютно любая машина электрического типа, но если владелец ведет активный образ жизни и планирует междугородние путешествия с расстояниями аналогичными маршрутам Киев – Львов – без зарядки тип 2 (Mennekes) или наличия переходника предложенного, к примеру, в Nissan Leaf ему не обойтись. Невзирая на то, что зарядка электромобиля от розетки остается популярнейшим средством, уже есть множество магазинов зарядных станций, таких как https://toka.energy/ , уже сегодня предлагающих экономичные решения, как для офиса, так и для дома.

Электрозаправочная колонка

Уровни зарядных устройств

При покупке подключаемого гибрида или полноценного электромобиля основными характеристиками, куда более значимыми, нежели кузов, салон, а порой и цена, являются: запас хода, эффективность и тип зарядки. Если с первыми двумя параметрами все определяется прямой прогрессией, то есть чем они выше, тем лучше, то разнообразие, стимулируемое автопроизводителями, может поставить неподготовленного человека в тупик.

Америка является родоначальником движения по популяризации гибридов и электромобилей, и до сих пор не отдала пальму лидерства в этом вопросе никому. Поэтому американская терминология является наиболее простой и дает полное понимание о сути процесса зарядки. Стандарт SAE, являющийся основным в США, определяет три уровня зарядных устройств:

  • Level 1 – подключенная в розетку зарядка, позволяющая зарядить автомобиль на 20-40 километров за пару часов. Подходит для города или небольшой подзарядки у работы, но абсолютно неприменима в междугородних путешествиях;
  • AC Level 2 – зарядка с использованием монтируемой в обычную электросеть зарядной станции, позволяющей наполнить аккумулятор за 4-6 часов. К данному уровню относятся большинство современных коммерческих и бытовых типов зарядок автомобиля.
  • DC Level 3 - fast charge мира автомобилей. Конструкция таких станций подразумевает использование постоянного тока с вилкой 480 В и мощностью 135 кВт. Крайне редко встречается в восточной Европе из-за сложности монтажа и узаконивания выделенных специфических электросетей.

Типы зарядных устройств

Кроме разделения способов зарядки на уровни, электрозаправочные станции также имеют свою классификацию:

  • Mode 1 – именуемый в простонародье "кабель" из-за малого размера корпуса устройства, практически не выделяющегося из толщины провода. Имеет целый ряд недостатков, в первую очередь это проблемы с безопасностью, но иногда применяется автолюбителями за неимением альтернатив;
  • Mode 2 – стандартная зарядка переменного тока. Подходит для зарядки машин абсолютно всех типов, наполняя 20-24 кВт/ч батарею за 6-7 часов;
  • Mode 3 – самое мощное решение, доступное для установки в электросетях с переменным током. Такой тип быстр и популярен, но совместим только с разъемами Type 1 и Type 2;
  • Mode 4 – кроме того, что такой тип зарядных станций поддерживается только в новых автомобилях, она еще и потребует от владельца изменения проектной документации здания с последующим подведением выделенной электролинии.

Tesla Supercharger

  • Tesla Supercharger – исключительно коммерческий тип зарядки, являющейся по свой сути нагнетателем энергии и способный зарядить автомобиль бренда за 75 до 100% (первые 50% заряжаются всего за 20 минут). Практически полностью отсутствуют в странах восточной Европы. Динамику распространения можно оценить на видео.

Типы коннекторов

Кроме того, что тип зарядного устройства должен быть совместим с автомобилем, оно должно поддерживать разъем, имеющийся на машине. Сегодня существуют такие типы коннекторов:

  1. Type 1 J1772 – 5-ти контактный порт обеспечивает зарядку переменным током однофазной сети, обладает предельной мощностью 7,4 кВт и силой тока в 23 А. Данный тип совместим с заправочными комплексами Mode 2, Mode 3.
  2. Type 2 (Mennekes) – 7-ми контактный порт подходит для зарядки, как в однофазных, так и трехфазных сетях. При подключении в стандартную однофазную сеть не отличается от первого типа, подключение же в трехфазную сеть повышает силу тока до 32А. Подключение зарядной станции в специально оборудованную электросеть, позволяет добиться мощности 43 кВт и силы тока в 63 А. Совместим с станциями Mode 2, Mode 3.
  3. CHAdeMO – 2-х контактный коннектор разработанный для станций Mode 4 работающих с напряжением 500 В, мощностью 62,5 кВт и силой тока 125 А. Популярен в Азии и распространен в Европе благодаря популярности Nissan Leaf.
  4. CCS Combo (Type 1/Type 2) и Combo 2 – универсальный комбинированный тип, массово вытесняющий в Европе CHAdeMO. Главное знать, что первый Комбо рассчитан на американский рынок и J1772, а Комбо 2 на Mennekes, распространенный в Европе. Зарядное устройство рассчитано на 100 кВт мощности, силу тока 200 А и напряжение 200-500 В.

CCS Combo (Type 1/Type 2) и Combo 2

  1. GB/T – разъем для китайского рынка и невзирая на визуальную схожесть с Mennekes - не совместим с ним в техническом плане.

Напоследок стоит отметить, что какой бы простой не казалась классификация на первый взгляд, перед покупкой нового транспортного средства стоит проконсультироваться с продавцами зарядных станций и заранее оценить перспективы эксплуатации того или иного электромобиля.