Инвестиции в новые масштабные СПГ-проекты России с привлечением важных стратегических партнеров, таких как французская Total и китайская CNPC, открывают широкие возможности для доминирования российских энергетических компаний на глобальном рынке газа.

Осуществление первых поставок с завода "Ямал СПГ" на фоне рекордного увеличения доли "Газпрома" на европейском газовом рынке до 34,7% вновь заставило экспертов рынка заговорить об энергетической экспансии России в Европе.

Причины для беспокойства конкурентов на рынке СПГ вполне оправданы.

"Ямал СПГ" начал работы по вводу в эксплуатацию второй технологической очереди завода по сжижению природного газа.

В феврале завод по сжижению природного газа с Южно-Тамбейского месторождения "Ямал СПГ" начал тестировать вторую очередь завода, запуск которой запланирован на сентябрь. Всего проект "Ямал СПГ" предполагает запуск трех технологических очередей по производству СПГ мощностью около 5,5 млн тонн в год каждая. При запуске дополнительной технологической линии суммарная мощность завода составит более 17 млн тонн в год.

Фактически, в отсутствие трудностей со сбытом природного газа на мировом рынке, потенциал данного СПГ сдерживается нехваткой арктических СПГ-танкеров, которая пока серьезно ограничивает возможности проекта.

На начальном этапе были задействованы всего четыре танкера-газовоза для доставки сжиженного газа потребителям. В начале 2018 года был введен в строй пятый танкер ледового класса Arc7 "Владимир Русанов". Всего же для бесперебойной отгрузки газа с терминалов "Ямал СПГ" потребуется 15 таких танкеров.

Восполнение дефицита танкерного флота является приоритетной стратегической задачей российской газовой промышленности. С учётом вероятного роста мирового рынка сжиженного газа на треть к 2020-2022 годам, нарастить танкерные мощности необходимо в перспективе следующих 4-5 лет. Это требование продиктовано необратимыми глобальными процессами на мировом газовом рынке и ростом роли морских маршрутов для доставки СПГ потребителям на отдаленных территориях.

СПГ из Ямала попал в США.

С ростом глобализации газового рынка растет также и уровень конкуренции за рынки сбыта. Единственным разумным выходом из сложившегося положения является выработка общепринятых понятных правил – сотрудничество, взаимодействие и разделение сфер влияния. Все иные пути ведут к эскалации международного напряжения, за которое платить в первую очередь будут именно потребители.

Появление российского СПГ в США может послужить хорошей иллюстрацией тех глобальных процессов, которые сейчас охватывают мировой СПГ-рынок.

Путь следования LNG-такнера Gaselys, принадлежащий французской энергетической компании Engie от терминала Isle of Grain (Великобритания) в порт Бостона.

В конце января 2017 года французский танкер Gaselys осуществил отгрузку партии сжиженного природного газа в СПГ-терминале Эверетт, что рядом с Бостоном. Как выяснилось позже, из английского порта судно привезло партию СПГ, поставленного с завода "Ямал СПГ".

Не успели утихнуть разговоры о первой поставке, как обнаружилось, что к отправке в Бостон готовится газовоз Provalys со второй партией ямальского СПГ, которую забрал во французском порту Дюнкерк. Таким образом, газ с российского месторождения доставляется в США. В страну, которая сама является крупнейшим экспортером СПГ.

Российский газ имеет самую низкую цену

Заявление министра энергетики РФ Александра Новака в интервью агентству Bloomberg об ущербе потребителям из Великобритании в случае отказа от российского газа имеет под собой веское экономическое обоснование. Более того, благодаря выгодной цене, данное условие распространяется также и на другие страны Еврозоны. И, как можно видеть, поставки российского газа остаются выгодными по обе стороны Атлантики.

На европейском рынке российский газ имеет самую низкую цену. При нынешнем уровне присутствия на рынке, использование любых альтернатив и закупка газа у других экспортеров взамен российского, нанесет экономический ущерб потребителям.

На мировом рынке и на рынке Европы Россия зарекомендовала себя как добросовестный и надежный поставщик, который способен обеспечить потребителям не только гибкость поставок и условий сотрудничества при растущих объемах потребления, так и наиболее выгодные ценовые условия. Никто другой из экспортеров не в состоянии сделать подобное предложение.

Даже без мощностей "Северного Потока-2", который должен быть реализован в перспективе ближайших двух-трех лет, Россия предлагает потребителям выгодные условия и более низкие цены по сравнению с другими экспортерами газа.

С запуском магистрального газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря, позиции российского газа на европейском рынке будут неоспоримыми, а связи с потребителями как никогда прочными. Формирование более выгодных условий поставок и форматов сотрудничества вследствие наращивания транспортных мощностей и диверсификация маршрутов транспортировки укрепят конкурентные позиции российского сжиженного газа на европейском рынке на десятилетия.

Об авторе: Игорь Юсуфов – бизнесмен, меценат, владелец Корпорации "Энергия", российский государственный деятель, бывший министр энергетики Российской Федерации (2001-2004 г.г.), специальный представитель Президента Российской Федерации по международному энергетическому сотрудничеству в 2004-2011 г.г..