Предсказать итоги выборов невозможно, уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.


– Победу на выборах одержит тот, кого поддержит верховный руководитель Ирана Али Хаменеи, договорившись, разумеется с религиозной элитой, – считает он.?– Кем будет этот человек, нам неизвестно потому, что персы – это люди, которые имеют опыт торговли коврами 2,5 тысячи лет, и предсказывать, кого может владыка персидской империи поддержать в качестве своего главного везиря, невозможно. Иначе это была бы не Персия, а, скажем, Монголия – край людей бесхитростных и вполне предсказуемых. Им четко указано кто в доме хозяин. И это тяжелый удар для президента Ахмадинеджада и его группы.


По мнению специалиста, высший руководитель Ирана, «убрав» крайних кандидатов, Хашеми Рафсанджани и соратника Ахмадинеджада Машайе, четко дал понять: «те, кто выступают против него?– не имеют никаких шансов даже попытать счастья».

С другой стороны, Али Хаменеи может остаться в стороне и просто наблюдать за ходом выборов.

– Иран – это демократия, настоящая политическая демократия. В этой стране армия подчиняется парламенту. Президента в Иране вызывают в парламент для отчета и могут грозить ему импичментом. В этом плане высшая элита чутко прислушивается к тому, какие настроения внизу. Зачем ей идти против населения, когда она может умело манипулировтаь им? И поэтому невозможно предсказать на кого поставит элита. Вполне возможно, что восьми кандидатам будет дана возможность посоревноваться между собой в честной борьбе, а влияние Али Хаменеи на конечный результат будет весьма опосредованным. Он, вполне вероятно, может устраниться от схватки, если захочет, потому что оставшиеся кандидаты в любом случае будут лояльны, – говорит Сатановский.

Как бы то ни было, на политику государства выборы не повлияют, уверен востоковед.

– У Ирана есть свои национальные интересы. Например, атомная бомба. Даже если там завтра будет главный раввин тегеранской синагоги избран президентом, все равно Иран будет делать атомную бомбу,?– шутит Сатановский. – Курс на противостояние с соседями по Персидскому заливу несколько тысяч лет такой. Курс на лидирование в исламском мире, безусловно, не изменится. В чем он может измениться? Может кто-то из президентов наладить дипломатические отношения с Израилем? Не может – это стержень их идеологии. Они утверждают, что шах был свергнут потому, что он с Израилем поддерживал отношения. Кто бы там ни был во главе, ничего не изменится.