Люди в Средневековье не только страдали, но время от времени ещё и смеялись. В принципе над тем же, что и сегодня, – над чужими неудачами и глупостью.

Это выяснили кембриджские учёные, которые совершенно нечаянно наткнулись на текст средневекового "стендапа", бережно записанного священнослужителем.

Речь про текст средневековой стендап-комедии в рукописи XV века. Всё это время документ находился в Национальной библиотеке Шотландии. Находкой поделился доктор Джеймс Уэйд.

Понять, что это текст живого выступления, удалось по строчке в конце текста: "Записано мной, Ричардом Хигом, ведь я был на том пиру и не пил". Не пил Хиг из-за того, что был священнослужителем. А на пирушке оказался, потому что закатила ее в 1480 году семья Шербруков, у которых он был наставником. Хиг записал всё, что рассказывал в тот вечер менестрель – бродячий артист – в перерывах между танцами и шумными спорами. Пожалуй, единственное отличие от современных стендап-клубов было в том, что артисты ходили от столика к столику и рассказывали истории на заказ, а не выступали с одной программой на сцене.

Про что же шутили средневековые юмористы? Да все про то же: про быт и нравы. Особой популярностью пользовалась история про "зайца-убийцу", который переубивал всех "глупых крестьян". Нужно сказать, что недалекость простолюдинов была излюбленной темой среди богачей, над ней они хохотали больше всего, пишет Уэйд. Согласно "стендапу", ушастый злодей действительно заставлял крестьян умирать – те расшибались насмерть, пытаясь его поймать в овраге. Но так как никто из очевидцев такой "глупой смерти" не хотел признаваться в том, что это было действительно не очень умно, то загадочные смерти крестьян, погнавшихся за зайцем, обрастали жуткими слухами. Так среди крестьян и появилась легенда.

Ещё один стендап был про Зеленого рыцаря. Вообще, Зеленый рыцарь – это один из сильнейших соратников короля Артура. Но в "стендапах" менестреля – это воин, который может надеть шлем забралом назад, машет мечом на поле брани направо и налево, и, вообще, его может укачать на лошади. Вероятно, поэтому он и Зеленый.

Наконец, еще один "стендап" высмеивает средневековые службы. В тексте менестрель обращается к аудитории на манер проповедника, только вместо призыва жить по заповедям с такой же страстью советует их нарушать, причём "быстро, прямо сейчас" – напиться, наесться до отвала, а вернее, "не щадя живота своего". В контексте стендапа этот фразеологизм начинает играть новыми красками.

Уэйд пишет, что менестрели занимались такими стендапами исключительно по ночам и в качестве подработки. В основном у всех была работа – кто-то торговал на базаре, кто-то помогал крестьянам, а стендапы были так, для души.


Источник: gazetametro.ru