Десять лет назад в Ватикане состоялась торжественная интронизация нового папы римского. 266-й предстоятель Римско-католической церкви с новым для Святого Престола именем Франциск стал первым Папой-латиноамериканцем и первым Папой-иезуитом.
В Аргентине он был известен тем, что выступал против абортов и эвтаназии. Он поддерживал позицию Римско-католической церкви, осуждающей гомосексуализм, резко осудил принятие в 2010 году закона, разрешающего однополые браки, призывал не допустить разрешения таким парам усыновлять детей.
Он проповедовал христианскую любовь к ближнему: многим он запомнился по посещению хосписа, где омыл и поцеловал ноги 12 больным СПИДом. Также кардинал был известен скромностью: его первая просьба к пастве стала не тратиться на посещение инаугурации, а раздать деньги бедным. Впоследствии скромность и внимание к заботам простого человека стали фирменным стилем Франциска.
– Давно на Престоле святого Петра не было такого папы! –
отметил в разговоре с Metro историк-ватиканист Алексей Юдин. – Папство во многом аристократично. Франциск же привык ездить на метро, общаться с людьми, без людей не может. Даже не захотел жить в папских палатах, а перебрался в общежитие.
Как отмечает Юдин, Франциск был священником на приходе и это определяет его поведение.
– Для него первичен взгляд на человека, который рядом с ним. Он переживает за человека и умеет извиняться. Это принципиально важно в наше время всеобщей непримиримости, – говорит историк.
Историк, специалист по Ватикану Ольга Четверикова, в свою очередь, говорит, что папа Франциск уже вошёл в историю как человек, который не боится неоднозначных шагов.
– Понтифик успешно проводит размытие ценностей католической системы. Например, в католической семье за развод отлучают от причастия. Франциск не подтвердил и не отменил это постановление. Он просто переадресовал каждую ситуацию на откуп местным священникам, – отметила она.
Различные эмоциональные заявления папы (например, о том, что третья мировая война уже идёт) Четверикова называет хорошо продуманными действиями.
– Это не прямота, это чисто психологические приёмы и манипулирование сознанием.
С Четвериковой спорит доктор исторических наук Геннадий Сватковский.
– А я считаю, что Франциск максимально прямой, решительный человек, которому чужды психологические игры. Он обожает футбол, а в этой игре надо обязательно добиваться результата, чтобы прогрессировать. Думаю, он не эпатирует, а каждым своим резонансным высказыванием стремится "забить гол", то есть, достичь определённой цели и вызвать одобрение той или иной аудитории. Безусловно, у него не всегда это получается, среди верующих отношение к Франциску противоречивое, но всё равно мало кто сомневается, что в Ватикане сейчас есть настоящий лидер со своим мнением по любому вопросу.