Как показал первый тур выборов, у Кылычдароглу большие шансы стать новым главой турецкого государства – он может сменить Эрдогана, который "у руля" уже два десятилетия. 

Путь на вершину

Кылычдароглу окончил экономический факультет Университета Гази. В 1971 году он занимал несколько руководящих должностей в экономических и финансовых институтах страны. В то время был известен тем, что боролся с коррупцией.

В 2002 году его избрали в турецкий парламент от Стамбула в качестве кандидата от Народно-республиканской партии. Тогда же к власти пришла Партия справедливости и развития Эрдогана. В 2009 году Кылычдароглу баллотировался на пост мэра Стамбула, но потерпел неудачу.

Главный шанс ему выпал в 2010 году благодаря осечке Дениза Байкала – тот подал в отставку с поста председателя НРП (была опубликована видеозапись, свидетельствовавшая о его внебрачной связи). Кылычдароглу одержал уверенную победу в борьбе за вакантный пост. 

После этого он много раз боролся с Эрдоганом на политической арене, но неизменно ему уступал – лишь сейчас ситуация может измениться. Кылычдароглу – кандидат в президенты от шести оппозиционных партий. Они объединились, чтобы сформировать коалицию против нынешнего главы государства Эрдогана.

– Получается, Кылычдароглу сделал классическую партийную карьеру "в коридорах", – говорит Metro Кудряшова. – Он ведь всегда уступал Эрдогану, и то, что оппозиция объединилась вокруг него, говорит о том, что больше у них нет никого – политическое поле пустует.
Кемаль Кылычдароглу.

Кемаль Кылычдароглу.

Getty

Фото:

Цель

Кемаля Кылычдароглу не раз преследовали за его взгляды. В 2014 году в парламент пришёл неизвестный, который набросился на политика, избил его – в результате у жертвы остались синяки на щеке и глазе. Как писали ВВС, несмотря на это нападение, Кемаль призывал коллег сохранять спокойствие, заявляя, что "путь к демократии полон препятствий". 

В 2016 году, когда турка сопровождал конвой, он был подвергнут ракетному обстрелу со стороны Рабочей партии Курдистана. Министр Эфкан Ала сообщил тогда турецкому новостному каналу NTV, что в перестрелке были ранены трое солдат и была начата операция по преследованию нападавших. "Не беспокойтесь обо мне. У меня всё в порядке", – говорил тогда Кылычдароглу.

В следующем году он выжил после теракта боевиков ИГИЛ (запрещённая на территории РФ террористическая группировка). А в 2019 году на него напала толпа на похоронах солдата, погибшего в боях с курдскими боевиками.

– Думаю, многочисленные нападения на Кылычдароглу связаны с его жёсткой позицией в отношении миграции, – говорит Кудряшова. – Он хочет устранить мигрантов, которые занимают рабочие места – в результате падает уровень жизни турецкого населения. Так, безработица достигла 10 процентов. Кроме того, Кемаль заявлял, что будет более плотно заниматься "курдским вопросом", что тоже могло сыграть свою роль в покушениях на него.
Кемаль Кылычдароглу.

Кемаль Кылычдароглу.

Getty

Фото:

"Турецкий Ганди"

Турецкие СМИ уже много лет называют Кемаля Кылычдароглу турецким Ганди. Как пишет Reuters, так его стали величать из-за того, что они с легендарным политическим лидером Индии похожи внешне – турок носит очки и худощав. 

В 2017 году бывший редактор турецкой газеты Cumhuriyet Джан Дундар в колонке для Washington Post отмечал, что Кылычдароглу стали называть турецким Ганди после того, как он возглавил Республиканскую народную партию. Но поначалу его так больше называли из-за отдалённого внешнего сходства с Ганди. Мало кто думал, что тот может быть бунтарём. 

При этом Кылычдароглу участвовал в "Марше за справедливость", когда прошёл 450 километров от Анкары до Стамбула с толпой сторонников. Так он выражал протест против власти, считая, что Эрдоган подавляет в стране любое инакомыслие. 

"Проводя аналогии с Ганди, некоторые... сравнивают тот протест Кылычдароглу со знаменитым Соляным маршем Ганди в 1930 году – тогда он и его последователи прошли 390 километров к морскому побережью, протестуя против британской колониальной монополии на производство и продажу соли", – отмечал Дундар.  

– Мне кажется, этот образ турецкого Ганди – заказ для местных СМИ, – считает Кудряшова. – Кылычдароглу не харизматичен, не может самостоятельно произносить речи, использует шпаргалки. Насчет маршей – так Эрдоган тоже постоянно митинги организовывает и выступает на них гораздо более темпераментно. Эрдоган куда более популярен у народа.
Кемаль Кылычдароглу.

Кемаль Кылычдароглу.

Getty

Фото:

Имидж

Как пишет CNN, когда Кылычдароглу возглавил партию, она была "убеждённо светской и яростно националистической". И её новый лидер поначалу был карьерным бюрократом. Его воспринимали как элитарного, оторванного от рабочего класса человека. По словам профессора политологии Университета Коч в Стамбуле Мурата Сомера, это "создавало ему и партии очень жёсткий, закостенелый, негативный имидж".

Но постепенно Кылычдароглу стал приближаться к народу. Большую часть своих предвыборных речей он произнёс, находясь в своём небогатом доме для типичного среднего класса (некоторые называли его речи "кухонными дневниками"). Сидя в кресле и попивая турецкий чай, он делал важные политические заявления, а иногда обращался к простому народу. Такие жесты резко контрастировали с элитарным имиджем, который когда-то был у него и его партии. Послания Кемаля теперь адресованы среднему классу Турции и угнетённым слоям населения, тем самым избирателям, которых всегда защищал Эрдоган.

– Эрдоган привык с электоратом общаться по старинке – красочно, на публике, – поясняет Кудряшова. – Кылычдароглу же пошёл более современным путём. Он старается быть более популярным в соцсетях. Он использует современные технологии, его можно назвать даже блогером. Электорат Эрдогана и Кылычдароглу  очень разный, и нужно этот электорат всё же разделять не личностно, а партийно. У Партии справедливости Эрдогана основные избиратели – жители регионов, они религиозные, консервативные, у них невысокий уровень образования. Им понятны традиционные турецкие ценности. Народно-республиканская партия Кылычдароглу – светская партия, основанная Мустафой Ататюрком, она противостоит религиозности в политике. Основные её идеи – демократизация, свобода слова, отделение религии от государства, привилегированная роль армии, сближение с Западом (НАТО и США). Его основной электорат – жители двух столиц, как правило, с высшим образованием. Но попытка сблизиться с простым народом помогла Кылычдароглу подняться и теперь противостоять Эрдогану на выборах.

А как с Россией?

У Кемаля – более жёсткая позиция к России, чем у Эрдогана. Но ухудшать отношения ему невыгодно. 

– Турция не может радикально поворачиваться спиной к России, в стране тяжёлая экономическая ситуация. Ей нужны инвестиции. Россия – надёжный торговый партнёр, с нашей страной у Турции развит параллельный импорт, туризм, мы поставляем им газ. Я думаю, при Кемале могут быть точечные санкции, которые будут носить показушный характер.