Я переступаю порог торгового центра и мгновенно оказываюсь в параллельной вселенной. Кажется, всё на своём месте: и пузатые охранники, суровым взглядом выжигающие вокруг себя всё живое, и яркие вывески магазинов, вызывающие приступы эпилепсии. Они были здесь и год, и 5, и 10 лет назад.
Но стоит мне чуть внимательнее приглядеться, и я начинаю замечать небольшие, но важные изменения. В первую очередь бросается в глаза исчезновение значительной части вывесок крупных брендов. На смену многим пришли компании из той самой альтернативной реальности.
Я захожу в бутик с загадочной надписью "Син" над входом. Раньше на этом месте располагался светлый и просторный магазин SinSay. И представьте себе, внутри точно такой же светлый и просторный бутик. С той же сезонной одеждой, брендовыми атрибутами, фирменными пакетами. Вот только называется всё немного иначе.
Схожая трансформация настигла магазины Reserved, Cropp и Mohito: бренды резко ударились в минимализм и переродились в Re, Cr и М. Все они принадлежали польскому ретейлеру LPP, одним из первых покинувшему Россию (продали активы консорциуму из Китая). Тогда в СМИ польские бизнесмены клятвенно божились: права на товарные знаки и бренды новый собственник никогда не получит.
Помимо одежды в любом ТЦ есть отдел косметики. Прохожу мимо вечно закрывающегося Lush (ещё в феврале на витрине магазина повесили табличку о скором закрытии, прошло уже 8 месяцев, а магазин и поныне там), направляюсь к месту, где раньше располагался Lancome. И волшебные двери параллельных миров переносят меня в "Ланком". Да-да, в русской транскрипции. А содержание прежнее: латинские буковки импортозаместили исключительно на вывеске, но не на этикетках товаров.
Отправляюсь дальше гулять по торговому центру. Прохожу мимо сверкающего стенда Samsung, "прекратившего работу в России" в марте 2022 года, огибаю бутик Re:Store с новейшей продукцией Apple, "покинувшей" нашу страну едва ли не в первые дни СВО, покупаю колу "Добрый" (по вкусу неотличимую от оригинальной), заглядываю во "Вкусно – и точка", где на меня с плакатов смотрят бургеры "Макдоналдса".
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Продолжат ли иностранные бренды покидать российский рынок?
Алексей Мостовщиков, член генерального совета "Деловой России":
Анна Лебедева, исполнительный директор ассоциации "Маркетинг в ритейле" POPAI Россия":