Этика делового общения меняется с эволюцией средств связи: сначала считалось плохим тоном беспокоить людей в нерабочее время, теперь развернулась война против звонков по мобильному и голосовых посланий в мессенджерах. Metro выясняет, почему так происходит

Когда в 2013-м функция аудио­сообщений появилась в WhatsApp и фейсбуковском мессенджере, её использовали все поголовно – и в дружеской переписке, и в деловом общении. Спустя несколько лет передавать информацию голосовыми сообщениями буквально стало неэтично – если говорить о рабочем процессе. Более того, в опалу попали и телефонные звонки. Они прибавились к трём главным грехам мобильного общения: "долгим" вызовам,  бесконечным прелюдиям вроде "ну как у тебя дела" и отсутствию уточнения, может ли вообще человек разговаривать в данный момент.

Этикету научат мемы
В 2019-м против аудиосообщений и звонков развернулась натуральная война: в статусах теперь выставляют "Не шлите мне голосовые! Только текст", а Интернет наводнили смешные мемы, доказывающие неуместность подобных посланий в 99% случаев.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

#голосовыесообщения

A post shared by Петросян ФМ (@petrosyan_fm) on

– Изменение стандартов мобильного общения связано с большим количеством телефонного спама. Всем названивают банки и прочие компании – у людей возник неприятный рефлекс на звонок, многие предпочитают не отвечать, если видят незнакомый номер, – говорит Лина Дианова, психолог и автор инстаграм-проекта "Психушка плачет" – Instagram
@psihushka_plachet. – Кроме того, люди вообще стали менее социальны – вживую, особенно с незнакомцами, им общаться уже не хочется.  Телефонные звонки приравниваются к личному визиту: как будто вы нажимаете на кнопку – и уже стоите на пороге. Поэтому, если вы предпочитаете звонить, а не писать, – значит, плохо понимаете, где находятся границы других людей, и легко вторгаетесь в личное пространство. Как нужно правильно поступить? Написать сообщение и уточнить – удобно ли вашему собеседнику поговорить с вами по телефону и в какое именно время.
 
Голосовые – это неудобно
На аудиосообщения все ополчились по разным причинам. Во-первых, их не любят миллениалы – люди, родившиеся с 1980-го по 2000-й, сейчас как раз занимающие огромную долю во всей массе трудоспособного населения. Издание The Guardian ещё в 2016-м опубликовало научно подтверждённое исследование о стрессе, который у представителей этого поколения вызывает любое голосовое общение. Во-вторых, аудиопослания – это неудобно всем, кроме того, кто их отправляет.
– Таким образом вы буквально заставляете собеседника прослушать весь объём информации, тратя на это время и вычленяя, что там было важное среди массы "эканий" и "бэканий". Современный деловой этикет прямо говорит: все рабочие дела мы обсуждаем только текстом, делая исключения только для руководства, которое само выбирает удобный для него способ коммуникации с подчинёнными. Голосовые уместно посылать только по взаимной договорённости –  и начальства это тоже касается, – объясняет Лина Дианова. – Однако у голосовых есть и плюс: они дают понять, какое настроение у собеседника и даже как он мыслит. Потому с друзьями иногда ими хорошо перекидываться – чтобы не терять особенную связь.

Не звони мне!
Эксперты говорят: свои предпочтения в коммуникации – и в деловой, и в личной – нужно обозначать сразу и без стеснения. Это значительно упростит процесс и сделает его для вас более удобным.
– Некомфортно общаться по телефону или слушать голосовые сообщения – так и говорите. Но обязательно выберите правильную интонацию и уточните: это не связано с конкретным собеседником, – советует психолог.