Криминальная комедия недели

Антти Туомайнен
Фактор кролика
2022. Синдбад

Аннотация: Роман одного из самых успешных современных писателей Финляндии Антти Туомайнена "Фактор кролика" –  увлекательный рассказ в жанре комедийного криминального триллера о том, что происходит, когда в упорядоченную, математически выверенную жизнь математика страховой компании вторгаются непреодолимые обстоятельства, странные персонажи и не поддающиеся никаким вычислениям чувства. Не ждите обычных для скандинавской криминальной драмы жанровой заданности, жестокости и мрачности обстановки. Антти Туомайнен переворачивает все с ног на голову. В парке приключений, который достался главному герою в наследство от брата, скучать не придется никому.

Наше мнение: Большой талант писать, как Антти Туомайнен. С одной стороны, максимально жизненно и как будто бы серьёзно, когда в героях угадываешь типажи из собственной реальности (пусть мы в России, а не в Финляндии). С другой – смешно. Но не для улыбки от уха до уха, а с полной палитрой скрытых оттенков: от иронии через сарказм до чёрного юмора и обратно. И при этом ещё до крайности мрачно.  

Первая книга трилогии, которую планируют экранизировать в Голливуде со Стивом Кареллом в главной роли, сама по себе стартует с фарса. Скучный страховой математик после увольнения и смерти брата вдруг получает во владение парк аттракционов для детей и предсказуемо сталкивается с бандюганами, "крышей". И тут стартует криминальная комедия, местами в лучших традициях "Карты, деньги, два ствола" и прочей тарантиновщины. Будут в тексте трупы, личные отношения, любовные конфликты, неожиданные твисты и уморительные диалоги. Все персонажи со своими тараканами, которые не дают расслабиться.

При этом Туомайнен пишет очень буднично. В стилистическом плане здесь нет никаких киношных приёмчиков, которыми изобилуют шведские детективы. Никто никого не пугает, не насаживает на крючок, чтобы гнать вперёд по страницам, не прессует личными трагедиями и переживаниями. Да и сам по себе "Фактор кролика" – не детектив, поскольку интрига тут чисто номинальная. Весь экшен работает на другие нюансы.

В результате получается развлекательный криминальный роман с массой ироничных диалогов, забавными описаниями и мрачным Хельсинки, который туристам не показывают. Ждём продолжения.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Социальная фантастика недели

Луиза Саума
Всё, чего ты хотела
2022. Синдбад

Аннотация: Двадцативосьмилетняя Айрис, сотрудница модного креативного агентства, изнывает от тоски на работе. После работы она регулярно выпивает с коллегами до состояния "ничего не помню". У нее сложные отношения с матерью из-за нанесенных друг другу в прошлом обид…  Когда открывается набор ста счастливчиков, которые получат возможность начать на недавно открытой планете Никта совершенно новую жизнь, Айрис решает, что именно это ей и нужно. Но насколько она честна с собой, полагая, что искренне желает отказаться от той жизни, что у нее есть?

Наше мнение: Очень странный (не равно плохой или скучный) роман, в котором вопросов в разы больше, чем ответов. И чем дальше продвигаешься по сюжету, тем ассортимент хвостов становится всё богаче. Вроде бы из аннотации понятен посыл британской писательницы бразильского происхождения: нарисовать беспросветную жизнь в Лондоне, собрать в одном человеке все проблемы бездушности  современного общества, затем резко порвать с реальностью, создать новую на далёкой планете, а затем сравнить в той или иной степени. А читатель для себя ответит на пару вопросов. Стоила ли овчинка выделки? Стало ли лучше? Но так у Луизы Саума это не работает.

Начинаем с начала. Ладно, стандартная завязка для научной фантастики – стать переселенцем, пусть и с полным отсутствием контактов с жизнью прошлой. Но почему туда попадают через провал в океане? Где физические законы? О’кей, проехали, не будем придираться, я художник, так вижу.

Берём структуру, а она – постоянное шараханье: 7 лет туда, 10 обратно. И, главное, в этом не обнаруживается никакой логики. С точки зрения посыла, интриги или чего-то ещё. Более того, если лондонская действительность выглядит вполне логичной и содержательной в своём реализме, то жизнь на планете Никта даётся фрагментарно, обрывками с перерывами в годы, расфокусировано, сумбурно, как и отношения между персонажами. И сами герои, кроме Айрис, словно NPC в видеоигре: болванчики с парой фраз. Ну и вишенка на торте: куда всё это ведёт? А вот непонятно. Всю книгу хотелось, чтобы читателя Луиза Саума обманула, а космическое изгнание оказалось лишь фейком, затворничеством. Сцена в стиле “вот дверь открылась – и всё обнаружилось” так и маячила на горизонте. Но нет.

Впрочем, если не придираться к структуре и хвостам, то “Всё, чего ты хотела” оказывается мрачным, околофилософским и психологическим текстом, главный смысл которого в столкновении нашего недовольства от жизни с возможностью переписать биографию и начать с чистого листа. Тем, кто уверен, что всё бросить и уехать – панацея ото всех бед, опыт Айрис может не понравиться. И здесь читателю дают целое поле для раздумий. Один из выводов лично для меня прост: если ты был скучным и недовольным всем и вся на Земле, то и на небе ничего не изменится. Ради этого стоит обратиться к роману Луизы Саума.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Андерс де ла Мотт, Монс Нильссон
Чисто шведские убийства
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Комиссар полиции Петер Винстон приезжает в живописный уголок Швеции, чтобы отдохнуть у моря. Отпуск недолго остается безоблачным: в роскошной недостроенной вилле на берегу находят тело знаменитого риелтора Джесси Андерсон. Надо бы помочь местным коллегам во всем разобраться, вот только временная напарница Винстона не выносит городских белоручек, а начальник полиции предпочитает считать происшествие несчастным случаем. Дело только поначалу кажется простым – вскоре обнаруживается, что Джесси Андерсон сумела досадить почти всем в этом райском уголке, а убийца может скрываться за каждой садовой изгородью.

Наше мнение: От шведского детектива по опыту последних лет подспудно ждёшь либо леденящих кровь маньяков из леса и сект, либо глубоких психологических проблем на фоне заснеженных тёмных вечеров с алкоголем. В общем, нуара. “Чисто шведские убийства” уже по названию отсылают нас к Агате Кристи. И по факту мы получаем камерное расследование, правда, не в комнате, а в маленьком городке, но смысл остаётся таким же. Запутанная ситуация, мало крови, много разговоров, обманки по сюжету, все под подозрением, внятные и вполне жизненные характеры. Правда, иногда кажется, что они также ошиблись эпохой. Главный герой со своими манерами и антуражем отлично бы смотрелся в подмастерьях у Пуаро или мисс Марпл. Всё остальное вытекает из предыдущего: неспешное расследование, не особо проницательные главные герои и стопроцентный финал в стиле Конан-Дойла или Агаты Кристи – подведение итогов в комнате со всеми действующими лицами. Необязательный, но вполне приятный старорежимный детектив на один или пару вечеров.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

История недели

Роберт Робинсон
Черный о красных
2022. Родина

Аннотация: Роберту Робинсону определенно повезло в жизни. Родившийся на Ямайке в семье бывшего раба, в молодости он переехал сначала в США, а потом в СССР. Здесь он получил инженерное образование и дважды избирался депутатом в Моссовет, был представлен Сталину. В своих мемуарах о жизни в СССР Робинсон дает сложную и необычную панораму жизни в первом социалистическом государстве мира. Книга определенно будет интересна любителям отечественной истории.

Наше мнение: История Роберта Робинсона могла бы оказаться дешёвой зарисовкой в популярном среди непритязательных читателей бесконечном сериале о попаданцах (отвратительный тренд в современной любительской фантастике). Ошибается чернокожий порталом в Детройте и оказывается в сталинской Москве. Ну чем не затравка? Если бы всё это не было правдой. В 1930 году, когда за океаном был разгар Великой депрессии и безработицы, инженер из США отправился на заработки в СССР и застрял там на 44 года.

Его описание эпохи, нравов, народной культуры и психологии очень ценно, ведь он сравнивает увиденное с тем, что знакомо ему на родине. И это не Apple, BLM и “теслы”, а, на минуточку, строго поляризованное,  довоенное расистское общество. Вместе с новой родиной, в абсолютно белой стране он чудом пережил чистки (большинство иностранцев сгинули в Сибири) и войну (чуть не умер из-за голода и болезней). Здесь будет очень много нюансов, зарисовок, замечаний.

Единственный недостаток в “Чёрном о красных” – внезапный финал. Текст Робинсон написал в 80-х, спустя много лет после возвращения в США, но при этом его роман обрывается после войны. А что было в 50–70-х, он не рассказывает. Только касается процесса переселения обратно буквально на двух-трёх страницах. Но панорама 30–40-х от не зомбированного советским режимом человека достойна внимания.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Автобиография недели

Ронни Джеймс Дио
Rainbow in the dark
2022. Бомбора

Аннотация: Ронни Джеймс Дио начал писать автобиографию за несколько лет до того, как в 2009 году ему поставили диагноз "рак желудка". В 2010 году легендарного музыканта не стало. Эта книга – последняя возможность заглянуть в мир легенды рока. Rainbow in the Dark – искреннее, удивительное, часто уморительное, а иногда и грустное свидетельство преданности и амбиций, наполненное трогательными историями о юности и славных 80-х.

Наше мнение: С культовым Ронни Джеймсом удалось поручкаться лично. Это помимо впечатлений от живой музыки: в частности, шоу в рамках проекта Heaven and Hell, или Black Sabbath без Оззи Осборна. В далёком 2004 году в Питер он приехал в рамках сольного тура. Очень примечательным хотя бы потому, что постфактум Дио вышел к очереди фанатов, которая выстроилась у "Юбилейного", и с присутствующими произошёл прелюбопытнейший случай. Чуваки навеселе притащили дверь от какого-то чуда автопрома не первой свежести. Что за транспорт был, уже не вспомню, но даже повидавший мир рок-гуру из Нью-Йорка был удивлён не на шутку. Расписался ко всеобщему ликованию.

Автобиографию Дио решил забабахать в тот момент, когда понял, что дальше откладывать некуда: болезнь прогрессировала. Думаю, не обошлось без вмешательства его жены и менеджера Венди. В итоге вышло по классике. В меру рок-н-ролльные, в меру жизненные, в меру эмоциональные мемуары, которые вас ничем не удивят, но, с другой стороны, и прочитаются влёт. Особенно классно под аккомпанемент Elf, Rainbow или его именных пластинок. Я так и поступил.

Любопытных моментов здесь два. Во-первых, речь пойдёт о становлении Ронни как самостоятельной рок-иконы – с детства и до записи первых сольников. В частности, вы узнаете, как он трижды начинал сначала: с "эльфами", после того как его уволил Блэкмор из Rainbow, а затем и Айомми из "саббатов". На этом всё резко заканчивается, но преднамеренно – тайминг определён в предисловии. Во-вторых, истории из жизни и воспоминания будут чередоваться с небольшими флэшбеками Венди, которая что-то дополнит, а что-то уточнит.

Автобиография кажется довольно искренней. В некоторых моментах Дио пытается спорить со своими коллегами по оружию, которые нарассказывали о нём всякого в интервью. Очевидно, что эти моменты его сильно зацепили. Много страниц посвящено культовым артистам, с которыми он работал и пересекался. И, разумеется, здорово передана рок-н-ролльная атмосфера и закулисье звукозаписывающей индустрии 60–80-х. Без откровений, но живо.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: