“Обратно в СССР” недели

Юрий Поляков
Совдетство

2021. АСТ

Аннотация: Новая книга известного русского писателя – уникальная возможность взглянуть на московскую жизнь далекого 1968 года глазами двенадцатилетнего советского мальчика, наблюдательного, начитанного, насмешливого, но искренне ожидающего наступления светлого коммунистического будущего. Автор виртуозно восстанавливает в мельчайших подробностях тот давно исчезнувший мир....

Наше мнение: Подзаголовок “Совдетства” максимально точно характеризует текст: “Книга о светлом прошлом”. Полякову – 66 лет, и на фоне постоянных споров интеллигенции и не только о том, было ли раньше действительно лучше, он отправляется в ностальгическое путешествие по своему взрослению (косвенно). Более того, в предисловии чётко даёт читателю установку: перейти на “светлую сторону силы” и убедиться в том, что сегодня кругом мрак, срамота и деньги, а тогда жили в эпоху доброты, равенства и братства. В художественном плане претензий к новинке нет. Это гроссмейстерски и прекрасным языком написанный роман, насыщенный деталями: живой, ламповый, тёплый, напоминающий лучшую советскую подростковую прозу. В нём переданы дух эпохи и правда характеров, подчёркиваются нюансы быта и уклада жизни. А вот смысловая нагрузка как минимум противоречивая. Во-первых, чтиво о прекрасном голоштанном детстве нельзя назвать захватывающим. Главы выглядят как приятные, но необязательные зарисовки о 60-х. Читать можно фактически с любого места. Во-вторых, своей главной задачи Поляков в моём случае не выполнил. Я не впечатлился. 9 лет прожил в СССР и не уверен, что это был лучший из миров (скептики скажут: в 60-е, конечно, было лучше, чем в Перестройку). Автор пишет об общежитиях, неказистом быте и прочих вещах, которые молодёжи из 2000-х покажутся дикими. Разве что он рассчитывает на таких же читателей в возрасте, а остальную аудиторию игнорирует. Ну и, наконец, не показалось, что реалии мы увидели глазами 12-летнего пацана. Но в целом прочитать “Совдетство” стоит. И как свидетеля эпохи, и как прекрасную прозу.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Киношный триллер недели

Котаро Исака
Поезд убийц

2021. ЭСКМО

Аннотация: Из Токио в Мориока отправляется скоростной поезд. На первый взгляд, все его пассажиры – вполне обычные люди, едущие по своим обычным делам. Но кое-кто оказался здесь далеко не случайно… И не все из них доедут до своей остановки. Потому что очень трудно сойти живым с поезда убийц…

Наше мнение: Один из немногих романов в жанре за последнее время, от которого реально трудно оторваться. И не сказать, что он вас чем-то удивит. Написан в стиле кинематографичного японского триллера со всеми вытекающими последствиями: отдельными карикатурными персонажами (вроде типично всезнающего маньячного школьника, словно из манги и аниме), безумно детально прописанным преступлением, филигранным стечением обстоятельств, глухими и слепыми героями, когда это нужно, и странным, неожиданным хеппи-эндом (не спойлер, нет). Но в том числе за счёт этого “Поезд убийц” и читается влёт. Текст так и просится на экраны: фильм с Брэдом Питтом догонит нас в будущем году. Котаро Исака буквально реализует в своём романе гайд по созданию первоклассных триллеров: все техники и приёмы, которые подсаживают читателя на крючок и крепко держат до финала, аккуратно собираются по ходу пьесы, словно пылесосом. Персонажи прописаны детально, наш паровоз вперёд летит, а распутывать клубок нескучно: ваши догадки, господа! И отдельное спасибо переводчику: петербургский автор Анаит Григорян недавно выпустила и свой японский роман – “Осьминог”, который мы уже читали в одном из предыдущих книжных обзоров. Оба рекомендую!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Цветочная история недели

Эми Стюарт
Путь розы

2021. Бомбора

Аннотация: За кулисами мировой цветочной удивительной индустрии побывала Эми Стюарт – любительница природы и создательница увлекательных книг о растениях. Она пообщалась с фермерами, садовниками, биологами, перевозчиками, флористами – и собрала в этой книге самое интересное о том, как создают цветы.

Наше мнение: “Путь розы” – не учебник для ритейлеров и не инструкция, как выбрать в вашем ларьке лютики второй половинке. Эми Райт написала классическое, местами даже захватывающее расследование о современном цветочном бизнесе в журналистском стиле. Без сенсаций и выводов о том, что противные деляги отравляют тюльпаны, чтобы они меньше радовали глаз на широких подоконниках, но и не “плоское”. Здесь масса фактуры, множество перелётов по всему миру, колоритные персонажи из этой бизнес-сферы и не только, детальные описания, множество нескучных эмоциональных моментов, а также, что не менее важно, исторические экскурсы, рассказывающие о том, как мы дошли до жизни такой, что цветы стали отдельной ценностью. Вы познакомитесь с “заводчиками цветов”, владельцами магазинов и крупнейших предприятий, трейдерами, флористами и даже таможенниками из Майами, которые проверяют поступающие цветы на “вшивость”. Главное, что вы сможете проследить цепочку от земли к прилавку и понять, почему гвоздики 2000-х отличаются от тех, что вы покупаете своей маме сегодня (спойлер: инженерия и неестественный отбор). В целом “Путь розы” – яркий текст для массовой аудитории, где далеко не все ботаники. Но и последним будет, несомненно, интересно.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

“Мы то, что мы едим” недели

Алексей Капустин
История нашей еды

2021. АСТ

Аннотация: Чем советская еда отличалась от нынешней? Как еда влияет на мозги людей и народов? Почему мы питаемся всё хуже, а живем всё дольше? Как через желудки разрушили СССР и как через желудки можно спасти Россию? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в книге Алексея Капустина.

Наше мнение: Алексей Капустин – не автор научпопа и не историк. Советская еда знакома ему, извините за каламбурчик-с, изнутри. В 80-е он курировал ленинградский пищепром и прекрасно знает всю подноготную предприятий – от “куриных ферм” и хлебозаводов до ресторанов и распивочных (да-да, ларьки здесь тоже будут). Но в этом всём и кроется минус. Судя по тексту, большой обкомовский босс так уверен в превосходстве советской еды (всё натуральное!), что любое сравнение в его очерках (это именно очерки) оказывается понятно в чью пользу. И всё бы хорошо, но, во-первых, наполовину небольшой текст состоит из описаний бесконечного (местами чуть ли не узаконенного) воровства на всех стадиях (как выносили с завода, разбавляли пиво и так далее) и не очень приятных реалий, которые накладывают свой отпечаток на восприятие этого самого натурального. Во-вторых, бывший инструктор обкома допускает слишком много эмоциональных оценок, в которых мало реальной сравнительной фактуры. В-третьих, он не сравнивает пищепром 1980-х и 2010-х в комплексе. К примеру, для него пять сортов натуральной колбасы на весь Ленинград (условно) лучше, чем нынешняя свобода выбора и затаренность прилавков. И это при тотальном пьянстве и прочих негативах той эпохи. Всё это ни в коем случае не принижает интерес к “Истории нашей еды”. Прежде всего – благодаря персональной истории автора.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

История недели

Дуглас Смит
Российская миссия

2021. Corpus

Аннотация: В 1921 году в России начался страшный голод. Чтобы остановить его, новое советское правительство под руководством Владимира Ленина пригласило Американскую администрацию помощи, детище Герберта Гувера, спасти коммунистическую Россию от разорения. За два года небольшая группа отважных американцев накормила более десяти миллионов человек.

Наше мнение: История Американской администрации помощи – одна из, к сожалению, многочисленных позорных страниц в нашей истории. Позорной не только потому, что из-за идеологии, разгильдяйства и одиозных творцов революции миллионы человек оказались без куска хлеба и погибли, но и по причине того, что весь этот сюжет, призванный сыграть роль маяка и урока для будущих поколений, был похоронен советскими вождями. Силами Дугласа Смита и иже с ним хоть какой-то аудитории его можно будет раскопать. Книга отличается детальностью, натуралистичностью (и описания каннибализма, и полная галерея фото – в очередной раз потрясают до глубины души) и, как показалось, непредвзятостью. Автор не “топит” за то, какие прекрасные американцы. Он подробно рассказывает о системе принятия решений, роли личности в истории и, что самое важное, раскрывает конкретные исторические эпизоды, в которых красные комиссары просто не давали возможности голодающим людям выжить своими “идеологически выверенными” решениями, а на самом деле – некомпетентностью и идиотизмом. И больше всего удивляешься тем людям, которые ехали в тифозную, неизведанную Россию из относительно сытой Америки из альтруизма или других побуждений. Потрясающая история!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: