Бестселлер недели

Виктор Пелевин
KGBT+
2022. ЭКСМО

Аннотация: Вбойщик KGBT+ (автор классических стримов "Катастрофа", "Летитбизм" и других) известен всей планете как титан перформанса и духа. Но эта книга – не просто очередное жизнеописание звезды шоу-биза. Это учебник успеха. Великий вбойщик даёт множество мемо-советов нацеленному на победу молодому исполнителю. KGBT+ подробно рассказывает историю создания своих шедевров и комментирует сложные факты своей биографии, включая убийства, покушения и почти вековую отсидку в баночной тюрьме, а также опровергает многочисленные слухи о своей личной жизни. Настоящее издание впервые включает повесть "Дом Бахии" о прошлой (предположительно) жизни легендарного вбойщика в Японии и Бирме.

Наше мнение: "KGBT+" получился своевременным гимном здоровому пофигизму. В пространстве Пелевина – летитбитизму, очевидному культурному новоязу родом из битловского Let It Be. Когда мир сходит с ума, а привычные устои рушатся на глазах, единственный вариант не поехать кукухой вместе со всеми, – это прикинуться никому ненужным грибом на полянке. Сморчком. Донт ворри, би хэппи. Или, по крайней мере, попытаться. Как учит паству главный герой романа, звезда нового искусства, представляющего собой нечто среднее между стадионным рэпом, стэндапом, умеренной пропагандой и бизнес-тренингом, не нужно мешать миру, но и помогать тоже не стоит.

Понятно и откуда ноги (и все другие части тела) растут. Недаром Пелевин давно и активно погружает читателя в разные формы буддизма. Мы погружаться не будем, ибо набегут специалисты с их экспертными мнениями, поэтому просто ради аналогии. Правда, от сумы не уйдёшь: первые несколько десятков страниц передают захватывающий философский диалог японского солдата (пост-самурая времён Второй мировой) и монаха из Бирмы, куда довели захватчиков их азиатские крестовые походы.

В кои веки о новом романе культового автора писать легко. Ибо это логичное и понятное продолжение прошлогоднего текста – "TRANSHUMANISM INC".  Настолько, что даже удивляет. Как обычно филигранно написанная смесь из лёгкого киберпанка а-ля Гибсон/Стерлинг, социальной сатиры и абсурдистского романа. Здесь будут все штампы (или родовые пятна) позднего Пелевина. То есть по большому счёту довольно прозрачное отражение действительности, просто в кривом зеркале для лёгкого усвоения и яркости образов: и победившие ультраконсерваторы (посмотрите вокруг), и повесточка, и их нравы, и новый феминизм, и смена гендерных ролей, и по-нашему извращённый секс, и коронавирус, и биткоины, которые майнятся лошадьми – в будущем люди разделились на живущих в цифровой банке и отправившихся назад, к природе. Так что мир сетевого зазеркалья соседствует с баронами и гужевым транспортом.

Бессмысленно выгружать из череды образов какие-то конкретные: их здесь слишком много, меняются они со скоростью калейдоскопа. Но не надоедают. Если "Трансгуманизм" лично меня время от времени погружал в сонное состояние, несмотря на потрясающую фантазию автора, иносказательность и искромётные диалоги, то "KGBT+" пролетел на одном дыхании, лишь немного подпрыгнув на "рельсном стыке", когда бирманская глава перешла в современность-будущее Москвы.

Это книга об обманчивом ощущении мира и свободы, матрице, которая подталкивает нас к допущению того, что всё вокруг, возможно, нереально, сродни сну, поэтому не стоит относиться к этому "всё вокруг" чрезмерно серьёзно. Ничего особенного и нового в этом посыле нет, тема исхожена сотнями и тысячами авторов, но менее актуальной не становится. Да, финальная лирическая тирада главного героя смотрится довольно наивно в рамках творчества Пелевина, будто странно приземлившаяся на страницы из другой книги. Но итога она не меняет. Здоровый пофигизм ¬– это то единственное, что многим сегодня остаётся. Когда все остальные стадии пройдены.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Исторический роман недели

Артуро Перес-Реверте
Итальянец
2022. Азбука-Аттикус

Аннотация: Реальная история итальянских боевых пловцов, потопивших четырнадцать британских кораблей, – история торжества отдельных людей над мощной военной машиной вопреки всем вероятностям – много лет рассказывалась иначе: итальянцы традиционно изображались бестолковыми трусами, и Перес-Реверте захотел восстановить справедливость. Италия была союзницей Германии во Второй мировой войне, но это его не смущает: "В моих романах граница между героем и злодеем всегда условна. Мои персонажи могли оказаться на любой стороне. Герои всегда неоднозначны. А кто этого не понимает, пусть катится к дьяволу".

Наше мнение: Для одного из хэдлайнеров европейского исторического романа "Итальянец" – безусловно, новый опыт. Для читателя, который знает всю его классику и с удовольствием уплетает регулярно выходящие новинки ("На линии огня" был очень хорош), – тем более. Поначалу, правда, понять это невозможно. Лишь необычная для автора аннотация наводит на мысль: основано на реальных событиях с минимальной обработкой. Но через несколько десятков страниц в повествование впервые вклинивается автор со своими пояснениями журналистского толка, а затем делает это регулярно.

В новом тексте по сути два параллельных пласта. Первый, художественный, о тех самых итальянских военных пловцах с их подрывной деятельностью, второй – документальный, где Перес-Реверте рассказывает о встрече с реальными прототипами героев и работой "в полях" по сбору материала. Кстати, история эта отчасти личная. В возрасте 12 лет испанец с отцом сходил на фильм о Второй мировой войне, и после сеанса родитель решил рассказать сыну, что тех самых итальянцев показывают очень картинно. Многие из них были доблестными "сынами отечества". Дальше будущий писатель, который впоследствии больше 20 лет проработал военкором, решил копнуть реальность. Так что по большому счёту "Итальянец" должен был стать первым романом автора ещё до его дебюта в 1986 году.

Кого-то эта чересполосица может смутить, ибо она действительно сбивает динамику художественного действия. Как если бы вы смотрели фильм о Великой Отечественной, а когда наши шли в атаку, вас бы отправляли в студию, где "познер" рассказывал, как было на самом деле и где искали натуру для съёмок. Но по факту дикого диссонанса нет, ибо автор всё время присутствует за кадром в роли самого себя. Отступления же написаны не каким-то сухим языком, а в репортажном ключе.

В самом же художественном тексте всё неплохо: есть и яркие сцены, и хорошие диалоги, и любовная линия, и концептуальные моменты – в частности, параллели с мифами Древней Греции, лабиринтом и Минотавром, которыми увлечена главная героиня, владеющая книжным магазином в Гибралтаре. А в целом это крепкая и максимально достоверная история о людях, из которых "гвозди бы делать": героическая, печальная, жизненная и достойная того, чтобы о ней узнали читатели.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Кэйитиро Хирано
Незнакомец
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Психологический детектив от культового японского писателя Кэйитиро Хирано. Акира Кидо – адвокат по разводам, чей собственный брак находится под угрозой. Его жизнь перевернулась из-за просьбы бывшей клиентки Риэ: расследовать дело её недавно умершего второго мужа Дайсуке. После его смерти вдова позвала помянуть родственников, и тут обнаружилось, что Дайсуке совсем не Дайсуке. Муж жил чужой жизнью. Его имя, его прошлое, вся его личность принадлежали незнакомому человеку. Расследование втягивает Кидо в два интригующих, таинственных дела. Теперь ему предстоит выяснить, кем на самом деле был муж Риэ, и узнать больше о мужчине, которым он притворялся. С каждым новым откровением Кидо самого будет охватывать соблазн стереть одну жизнь, чтобы создать новую.

Наше мнение: В романе Кейитиро Хирано детективная составляющая – не основная. Да, вы в конце концов узнаете, кто чью личность украл, но в этой разгадке не случится вау-эффекта в стиле индийского кино – "я твой отец, я твоя мать". Все люди, которые будут пойманы в водоворот сюжета, окажутся вполне ординарными персонажами. Они могли быть такими или иными, без разницы.

Значимо другое. "Незнакомец" – это завуалированное размышление на универсальные и не слишком замусоленные современной литературой темы: кто мы, как формируется наша личность, а прошлое влияет на будущее. И, главное, можно ли, сменив имя и фамилию, стать другим человеком, исчезнуть, скинуть с себя груз проблем, комплексов и багажа бурной молодости или несчастливого детства.

Вторая перспектива в романе – рассуждения над тем, как отреагируют близкие люди, если окажется, что их родной человек на самом деле завладел чужой личностью и жил с ними в таком качестве в течение многих лет. Есть ли ему прощение, или паспортные данные и прошлое в качестве номинальной биографической справки – мелочь, если ты это ты, здесь и сейчас, нужен и любим.

Есть и третий, уже не столь определяющий характер текста пласт повествования – судьба корейцев, живущих в Японии и до сих пор нередко подвергающихся дискриминации (главный герой – потомок вынужденных мигрантов). Тема решена в нескольких ипостасях – от психологической до чисто бытовой, не полноценно, а скорее мимоходом, но от этого менее серьёзной не становится.

Если же отвлечься от тематической и философской повестки романа, то читатель получит статичную, медленно развивающуюся историю, которая соткана из диалогов и размышлений, абсолютно без экшена и откровений, и написана очень просто и прямолинейно. Даже банально. Впрочем, в таком контексте повествование не буксует, хотя немного динамики "Незнакомцу" явно бы не повредило. Но текст Кейитиро Хирано не об этом.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Биография недели

Стивен Тайлер
Аэросмит. Шум в моей башке вас беспокоит?
2022. Бомбора

Аннотация: Жизнь Стива Тайлера – это сам рок-н-ролл во плоти. Его автобиография написана так ярко и живо, что вы будто оказываетесь в голове у самого солиста Aerosmith! Эта книга расскажет вам всю историю звезды: от юности в Бронксе и первых опытов (самых разных) до головокружительного музыкального взлёта, романах и экспериментах с опасными веществами.

Наше мнение: Aerosmith – самая продаваемая американская хард-рок-группа всех времён со 150 млн пластинок за спиной и ещё большим числом скандалов и сюжетов из шоу-биза. Очевидно, что эта сторона жизни героев музыкальной индустрии в их успехе играет не менее важную роль, чем хиты "Dream On" и "Crazy", которые некогда лились из каждого утюга. Намеренно или "так само вышло", вокалист и основатель коллектива Стивен Тайлер написал абсолютно дикую и неполиткорректную версию своей автобиографии. Если вас коробит от бесконечного мата, сексизма и описания наркотического угара (а пуще того – хаоса и безумного движа на страницах), то даже не беритесь за книгу. Но, полагаю, раз вы читаете этот текст, такие мелочи вас не смущают.

Классическая цепочка Sex & Drugs & Rock & Roll здесь воплощена наиболее полно из всего, что я читал у ветеранов хард-рок сцены (хотя воды много утекло). Даже Лемми Килмистер из Motorhead с Оззи Осборном не смогли так близко подобраться к "идеалу". Но важный момент в этом царстве музыки и угара состоит в том, что либо Тайлер – талантливый рассказчик с очень образным мышлением и без тормозов, либо у него отличный литературный редактор. Читается всё это крошево из образов, имён и событий, которое прёт вперёд как скоростной поезд, влёт. Лишь иногда начинает подташнивать от круговорота повторений одних и тех же тем, а также явного уклона в рок-н-ролльные крайности, но в целом сюжет движется.

Будут здесь детство, отрочество, юность, небанальные истоки собственных талантов, нью-йоркские драки, признание собственных ошибок, история культовых альбомов, отношения с коллегами по цеху. И выглядит всё достаточно искренне. Или, по крайней мере, кажется таковым. Не будучи поклонником американской хард-роковой сцены в отличие от британской, всё равно легко съел эту книгу. Да здравствует разбитная молодость!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Эрнест Альфред Уоллис Бадж
Египетская "Книга мёртвых"
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: "Книгой мёртвых" в Древнем Египте называли свиток с религиозными текстами, который помещали в гробницу, чтобы умерший мог преодолеть опасности потустороннего мира и достигнуть благодатных полей Иалу. Эта книга содержит перевод самого известного образца "Книги мёртвых" – легендарного Папируса Ани.

Наше мнение: Всегда было интересно, что люди думали и как чувствовали сотни и тысячи лет назад. Для нас по большей части это до сих пор тайна, покрытая мраком, ведь наши далёкие предки, даже если и умели писать, ещё не придумали записывать всё, что видят, да и многословностью, признаемся честно, не отличались. Папирусы из Древнего Египта – одно из немногих исключений.

Египетские гимны и религиозные тексты, которые помещали в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии, прусский археолог XIX века Карл Рихард Лепсиус догадался назвать "Книгой мёртвых" (и это название наводит ужас и часто вселяет в читателя совсем не верные ассоциации). А другой классик египтологии из Британии Эрнест Альфред Уоллис Бадж снабдил сборник комментариями, создав подобие научпопа. С тех пор (с 1920-х) его работу переиздавали неоднократно. Сейчас она выходит снова: чем вам не настоящее бессмертие?

Читать том стоит, если вы увлекаетесь миром Древнего Египта и хотите проникнуть в обрывочные мысли людей, которые жили 3–3,5 тыс. лет назад. Если вы возьмётесь за "Книгу мёртвых" в развлекательных целях, то скорее всего будете разочарованы и быстро забуксуете. Содержимое папирусов зачастую представляет собой бессвязный текст с бесконечно чередующимися именами, воззваниями к богам и прочими вещами. В общем не для слабых духом. Это не мифы Древней Греции, адаптированные для школьной программы. Более того, комментарии не помогают внести хоть чуть смысла в происходящее. Зато картинки есть! Впрочем, для того, чтобы ощутить атмосферу и страх человека перед неизбежной смертью, этого отнюдь не гигантского текста хватит.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: