Большой роман недели

Энн Пэтчетт
Голландский дом

2021. Синдбад

Аннотация: Новый роман Энн Пэтчетт напоминает сказку братьев Гримм, разросшуюся до масштабов семейного эпоса. История главных героев, Дэнни Конроя и его сестры Мэйв, охватывает всю вторую половину ХХ века, а их судьбы оказываются роковым образом переплетены с Голландским домом – особняком на востоке Пенсильвании, когда-то принадлежавшим разорившейся династии нидерландских магнатов Ванхубейков.

Наше мнение: В своих интервью американская писательница Энн Пэтчетт, успевшая погостить в списке самых влиятельных людей мира по версии журнала Time (кого там только не было, правда) и, разумеется, в рядах финалистов Пулитцера, не раз рассказывала о том, что "Голландский дом" она переписала полностью, прочитав оригинальную версию. Верим, ибо текст её фактически программного романа получился многогранным, глубоким, мастерским и оставляющим множество вопросов мировоззренческого характера. Одним слово – выстраданным, хотя читается он на удивление легко. Кажется, что в завязке автор объединяет библейский миф об изгнании из рая и сказочные сюжеты о злой мачехе: дети после смерти отца лишаются дома, но их всю жизнь так или иначе тянет обратно. А сам особняк превращается чуть ли в основного персонажа: жаль, не способен передвигаться, хотя говорить (в переносном смысле) – вполне. Роман затрагивает множество сложных тем – всепрощение, восприятие детства через призму прожитых лет, поиск своего места в мире, психологические травмы и незажившие раны. Одним словом – "родителей не выбирают", но делает это не пошло и не скучно. Некоторые дилеммы, по словам Пэтчетт, и вовсе решены не были, несмотря на все её старания, так что здесь явно будет над чем подумать. Текст содержательный, символичный, насыщенный деталями и, что важно, очень сентиментальный. Такой меланхоличный реализм, который апеллирует к широкому кругу читателей и вряд ли кого-то может однозначно оттолкнуть.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Постмодерн недели

Эрве ле Теллье
Аномалия

2021. Corpus

Аннотация:  В июне 2021 года из Парижа в Нью-Йорк прилетает самолет с тем же экипажем и теми же самыми пассажирами, которые сто дней назад, в марте, прибыли тем же рейсом. При этом все они, прилетевшие в июне, уверены, что на дворе март, то есть три месяца выпали из их жизни. "Аномалия" оказалась едва ли не самым популярным романом из всех, отмеченных Гонкуровской премией за 118 лет её существования.

Наше мнение: Гонкуровскую премию абы за что не дают, хотя всё, конечно, крайне субъективно. "Аномалия" – большой и де факто претенциозный постмодернистский текст, который активно пробежится по жанрам от детектива и даже триллера до шпионского романа и замороченной научной фантастики, заинтригует, запутает, попытается затянуть мастерством писателя как креативщика и ... оставит в некотором роде в дураках. В конце – очередная загадка, и решить, как интерпретировать происходящее, всё равно нужно читателю. Впрочем, натыкаться на препятствия придётся постоянно: от очень длинной (кто-то непременно скажет: затянутой и скучной) завязки до запутанной структуры с навязчивыми самоповторами. Более того, на многие вопросы "Аномалии" вы не получите, как кажется, адекватного ответа и поставите под сомнение саму логику повествования. Но всё это явно часть авторского замысла, а вот в итоге получилось или нет, решайте сами. Есть вероятность, что концепция вам покажется удачнее, чем её реализация. И ещё большая, что вы так и не поймёте, как, лёжа на больничной койке в коме, всё-таки можно встретить себя же живого и здорового (не то что бы ле Теллье в этом плане всё продумал и объяснил читателям). В любом случае экранизация всего этого замеса так и просится: даже не фильма, а сериала в духе Netflix. Можно легко представить раскадровку и отдельные сцены, благо клише в избытке. Ждём.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Женская проза недели

Сара Пеннер
Тайная лавка ядов

2021. ЭКСМО

Аннотация: 1791 год. Задворки маленького лондонского переулка. Нелла в своей аптекарской лавке ожидает новую заказчицу. Когда-то Нелла была целительницей, а теперь использует свои знания, чтобы помочь отчаявшимся женщинам освободиться от мужчин, обошедшихся с ними подло и жестоко. Наши дни. Кэролайн Парсуэлл ради семьи пожертвовала многим, а главное – карьерой исследователя. И вот, накануне годовщины свадьбы она узнает о неверности мужа и отправляется в Лондон, чтобы отвлечься и прийти в себя.

Наше мнение: "Лавка" построена по лекалам крепкой современной женской прозы с элементами псевдоисторического погружения. Можно перезагибать все пальцы в вашем офисе по названиям романов только последних 5–7 лет, которые старались (более или менее успешно) сделать то же самое. А именно взять проблему, которая волнует прекрасный пол (домашнее насилие, произвол мужчин и так далее), порассуждать о целесообразности её решения таким, так сказать, не слишком законным способом, раскидать героинь по разным эпохам, чтобы получить интригу и связать их сквозь сотни лет. И да, разумеется, погружение в XVIII век здесь чисто номинальное – могла быть, к примеру, Викторианская эпоха или, не знаю, Средневековье. Ведь это не более чем антураж без очевидной достоверности, хотя атмосфера здесь безусловно есть. Плохо ли это и мешает ли читать роман Сары Пеннер? Совершенно нет. Это удачная, сентиментальная и авантюрная женская проза, которая покажет сильных женщин, не замыкающихся в себе, а старающихся найти выход из ситуации проактивным способом, и извергов-мужчин (а где-то откровенных болванов с явными психическими расстройствами). Больше на потеху публике или с целью подсветить проблему в таком не слишком чёрном и натуралистичном варианте, не очень важно. Я мстю и мстя моя страшна. Сюжет нельзя назвать стремительным или откровенно динамичным, но он вполне способен затянуть и скоротать вечер. Или пару.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Мрачная сказка недели

Эдвард Кэри
Проглоченный

2021. ЭКСМО

Аннотация: Давным-давно одинокий столяр из маленького городка в Тоскане вырезал из соснового полена куклу-марионетку. Так начинается известная во всём мире история о приключениях деревянного мальчика. "Проглоченный" – это новый взгляд на старую сказку, но на сей раз – глазами Джузеппе, отца, отправившегося на поиски своенравного деревянного отпрыска и на несколько лет угодившего в желудок гигантской рыбы.

Наше мнение: Поколениям советских и российских читателей, воспитанных на ремейке с названием "Буратино", иногда трудно представить, что оригинальный "Пиноккио" был вовсе не лихой сказкой о стране дураков, а достаточно мрачной историей о жизненных испытаниях, поиске своего места в жизни и (о боги, да!) самоидентификации. А Эдвард Кэри просто решил посмотреть на эту историю под другим ракурсом: со стороны Папы нашего Карло и в лучших традициях экзистенциализма. Сартр был бы счастлив почитать такую сказку, а брюхо огромной рыбы – отличное место, чтобы побыть одному, покопаться в себе и понять, что к чему. Или не понять, что в случае британского писателя скорее всего. Это своеобразная завуалированная исповедь, насыщенная размышлениями об отцовстве, потерях, ошибках, чувстве вины и о том, каково это быть творцом, художником. Достаточно концентрированная, предельно странная в плане восприятия, аллигоричная, атмосферная, с лаконичными чёрно-белыми иллюстрациями. Стиль изложения нельзя назвать простым – под стать содержанию, а истории явно не хватает развития характеров и движения. Но сам по себе эксперимент как минимум любопытен. Тем более при общем объёме в 200 с небольшим отнюдь не гигантских страниц.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Скандинавский нуар недели

Макс Сек
Охотник на ведьм

2021. АСТ

Аннотация: Убита жена известного писателя Роджера Копонена. Поначалу все уверены, что женщина стала жертвой безумного поклонника творчества её мужа. Но последующая череда ритуальных убийств, потрясших Хельсинки, наталкивает детектива Джессику Ниеми на мысль, что в городе орудует серийный убийца. Безумный фанатик, возомнивший себя инквизитором, разыгрывает ужасные убийства из бестселлера Роджера – "Охотник на ведьм".

Наше мнение: Вся история "Охотника на ведьм", первой части трилогии про детектива Джессику Ниеми, по факту шита белыми нитками. По "ходу пьесы" у меня ни разу не возникала связь с реальностью, весомого ощущения достоверности происходящего, но оторваться от круто сваренного триллера по-скандинавски оказалось крайне трудно. Да что там говорить, попытка провалилась с треском. Парадокс, не иначе, характерный для многих книг жанра. Чрезмерно умные преступники, не слишком понятные мотивы, отсутствие развития характеров, довольно странная развязка. И, конечно, сама эта ведьмовская тема, притянутая за уши. Остальные выводы уже будут чёткими спойлерами, стоп! Впрочем, объяснить, почему и хочется, и колется, несложно. Макс Сек, финский маркетолог и сценарист, пишет словно по методичке с курсов по созданию того самого крутого скандинавского триллера. И акценты у него расставлены сериальные: это вообще тренд последнего времени – творить будто бы сразу для телевизора. Динамично, напряжённо, мрачно, с персонажами, практически каждый из которых просится в преступники, сюжетными клиффхэнгерами, обманками. Короче говоря, что доктор прописал. Ну и потом Финляндия – практически родная. Так что пробуйте!

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото: