Учёные из Института нейробиологии Принстонского университета провели исследование, которое показало: наш мозг может нормально функционировать только в условиях полного порядка. Постоянные визуальные напоминания о неорганизованности истощают когнитивные ресурсы и сокращают способность сосредотачиваться. Значит, порядок пора наводить! О том, почему же мы зарастаем мусором, и как с этим бороться.
Откуда он берётся?
Прежде всего в нём виноват наш вещизм, нежелание расставаться с уже приобретёнными вещами.
Во-вторых, причина беспорядка может крыться в депрессии.
Зачастую бывает виновата усталость.
Впрочем, можно назвать и другие причины.
Как его победить?
Психологи предлагают массу способов борьбы с беспорядком.
1. Действуйте по плану
– Подробно изучите ваш беспорядок и составьте реальный план, как от него освободиться. Сначала определите задания, например, не разложены в файлы бумаги, не выброшены ненужные квитанции и записки, не развешена одежда и прочее. Теперь определите время: вам нужно пять (два, семь, десять) дней по полтора часа по вечерам после работы, чтобы привести всё в чёткий и приятный порядок, – говорит Ирина Дережова. – Теперь составьте табличку и ставьте себе плюсы за то, когда то или иное задание будет выполнено. В конце процесса похвалите себя и подарите подарок.
2. Делайте по частям
– "Беспорядок" – это страшное слово, и в мыслях сразу может представляться именно большой бардак у вас дома. Он может вызывать страх, что вы с ним никогда не справитесь, но если вы начнёте убирать каждый день по чуть-чуть, то этот страх будет меньше, – советует Анна Фёдорова.
При этом психологи советуют выбирать одну определённую зону для уборки.
– Возможно, это будет ваш рабочий стол или гардероб. После того как вы приведёте в порядок эту область, переходите к следующей, – советует социальный психолог Михаил Касаткин. – При этом учтите: постоянный порядок помогают создать ритуалы, например, привычка убирать вещи на место сразу после использования. Это может занять несколько минут каждый день, но в долгосрочной перспективе это повысит вашу продуктивность и благополучие.
3. Избавляйтесь без сожалений
– Избавляться надо от всего – от красивых и якобы полезных коробок, никому не нужных сувениров, полученных на мероприятиях. Всё, чем вы не можете воспользоваться сейчас, не понадобится и в будущем, – говорит Светлана Гуськова. – В крайнем случае, пойдёте и купите снова, если будет необходимость. Выбрасывайте хлам, не говоря членам семьи, что именно выбрасываете. Иначе кто-нибудь да скажет, что эта вещица ему нужна, или будет вас ругать за расточительность, и вы, пристыженный, попадёте в ловушку.
4. Обратитесь к близким
– Самостоятельно не получается? – говорит Яна Вяловая. – Попросите близких помочь вам. Иногда вовлечение других людей может сделать процесс более интересным.