Заморский термин "баддинг" образован от английского слова buddy, то есть "друг" или "приятель". Вот так теперь принято: вы устраиваетесь на новую работу, не успели план офиса запомнить, а вам дирекция по работе с персоналом уже среди коллег друзей назначила. Дружи и не тужи. Но всё по порядку.

Бадди не обязан вас учить

Поскольку первые дни, недели всегда стрессовые, появилась идея облегчить новому сотруднику этот период. В результате разработали методику баддинга, включающую неформальную помощь сотруднику прежде всего в эмоциональной и социальной адаптации на новом рабочем месте, уменьшение стресса.

– Бадди, то есть друг, приятель, – как правило, опытный сотрудник, – объясняет директор по консалтингу "ЭКОПСИ" Анна Тимофеева. – Но он может быть совсем не сведущ в тех задачах, которые решает новичок, и не обязан учить его и наставлять.

Наставник или друг?

Не путаем баддинг с наставничеством. Система наставников в трудовых коллективах не нова. Но ставить наставничество и баддинг в один ряд не совсем правильно. "У них разные цели и суть, поэтому они не конкуренты, одно не заменит другое", – подчёркивает Анна Тимофеева.

Наставник передаёт опыт и знания. Цель – учить, объяснять, показывать, поправлять ошибки, просить сделать заново. А бадди отвечает за психологическое спокойствие новичка.

– Цель бадди – помочь новичку сориентироваться и адаптироваться в пространстве и новых задачах, – разъясняет вице-президент по персоналу компании "Связной" Кирилл Попов. – При этом нет необходимости излишне опекать нового сотрудника или навязывать ему своё внимание. Поэтому нет риска напугать или оттолкнуть новичка.

Есть компании, в которых баддинг был удачно внедрён в корпоративную культуру. 

– Мы очень хорошо оцениваем результаты внедрения этой практики, – заметил директор по персоналу в Альфа-Банке Марат Исмагулов. – Новые сотрудники, приходя на работу, получают поддержку не только со стороны своего руководителя и непосредственных коллег. У них также появляется бадди, помогающий погрузиться в жизнь банка и его корпоративную культуру.

Однако пока что таких примеров в нашей стране очень мало.

– В России баддинг мало распространён и культурно нам не близок,  – замечает Анна Тимофеева. – Мы предпочитаем снимать стресс и делиться эмоциями не с "назначенными по работе" друзьями, а с настоящими, за пределами работы, или с семьёй. 

5 качеств, которые раздражают коллег

Если вы хотите быть успешным сотрудником в компании, нужно обязательно учитывать интересы своего окружения – коллег и начальства. Карьерный консультант Анастасия Добровольская подсказала Metro, какие ваши качества могут стать камнем преткновения при общении и работе в коллективе.

  • Трудности при коммуникации. Если с вами сложно или неприятно общаться, если вы слишком много/мало/непонятно/путано говорите, используете сленговые, жаргонные выражения – это раздражает.
  • Необязательность и безответственность. Если вы что-то пообещали и не выполнили, то люди будут недовольны, потому что от этого зависит общекомандный результат.
  • Недружелюбное общение. С такими коллегами тяжело и неприятно работать. Проявляйте интерес к другим людям, спрашивайте: "Как дела?", "Чем я могу тебе помочь?". Важно, чтобы это было искренне. Такое отношение выводит людей на тёплый контакт. 
  • Непрофессионализм. Если вы некомпетентны, не знаете то, за что отвечаете, не разбираетесь в материале – это очень скоро станет понятно. Срочно идите учиться или сразу говорите о своих ограничениях. И стремитесь быть профессионалом.
  • Бытовые привычки. Если от коллеги неприятно пахнет, он/она чавкает или громко хлебает из кружки, ковыряет в носу или грызёт ногти – это тоже может раздражать окружающих.